|
||
Колло М.-А.В 1766 году из Франции в далекий северный Санкт-Петербург прибыл по приглашению самой императрицы Екатерины II скульптор Э. М. Фальконе. Пригласили его по рекомендации выдающегося просветителя-философа Д. Дидро, с которым Екатерина регулярно переписывалась, стараясь завоевать в Европе славу гуманного и просвещенного монарха. Фальконе должен был соорудить памятник Петру I. В России он пробыл вплоть до 1778 года. Его памятник, прославленный "Медный всадник", стал символом города на Неве. С Фальконе в Россию прибыла и его верная ученица 18-летняя Мари-Анн Колло(1748-1821). Фальконе поручил молодой художнице сделать модель головы Петра I для памятника. Помогала она ему и в других работах. Как стало позже известно, вначале маститый скульптор сам попытался исполнить портрет Петра. Он пользовался прижизненными изображениями Петра, маской сделанной в 1719 году К. Б. Растрелли. Но, самокритичный мастер, он отверг свой вариант, чувствуя, что ему не хватает точности в передаче черт лица Петра и поручил разработку модели ученице. Лицо Петра, исполненное Колло, поражает своей одухотворенностью, взволнованностью. Художница очень тонко почувствовала динамичный, энергичный ритм композиции и не только не нарушила ее внутреннего строя, но и внесла новый важный акцент в звучание памятника. Бронзовый бюст Петра, также исполненный Колло и ныне хранящийся в Эрмитаже, свидетельствует о творческих исканиях художницы. По сравнению с моделью головы Петра для памятника, характеристика образа в этом портрете еще достаточна ординарна. Перед нами довольно обычный портрет царя, властвующего и милующего, лишенный конкретной психологической окраски. В модели для памятника Колло с помощью Фальконе удалось выразить суть характера Петра, его неукротимую энергию, волю, не знающую преград. Но Мари-Анн Колло вовсе не является художником лишь одной работы, сделанной в содружестве с знаменитым учителем. Известные русские историки искусства Б. Терновец и А. Эфрос высоко оценили своеобразие ее дарования. Эфрос в отличие от прежних несправедливых суждений о Колло писал, что "грозная голова Петра родственна ее спокойным, волевым, сдержанным, уже слегка обобщенным бюстам, предвещающим наступление неоклассицизма в ваянии". И действительно, знакомство с работами Колло в различных музейных собраниях Ленинграда и его пригородов полностью подтверждает эту характеристику. Колло исполняла различные медальоны, бюсты. Это и портреты знаменитых екатерининских вельмож, членов царской фамилии, портреты Дидро, Вольтера, и вымышленные литературные портреты - Генриха IV и другие. В них мы чувствуем и наблюдательность художницы, ее очевидный декоративный дар, умение включить свою работу в интерьер, согласовать пластическое решение с его стилем. Разумеется, нельзя отрицать некоторой поверхностности этих портретов, обусловленной самими рамками и правилами жанра придворного портрета. В то же время сделанный вне этих норм бюст Э. М. Фальконе привлекает необычайной искренностью, эмоциональностью, мягкой непосредственной манерой лепки. С 1767 года Колло являлась академиком Петербургской Академии художеств. Ее работы, высокая пластическая культура, могли служить хорошим образцом современного уровня скульптуры и для молодых русских мастеров. В 1778 году Фальконе, в основном закончив работы по созданию памятника Петра I, с сыном, тоже художником, и ставшей к тому времени женой его сына Мари-Анн Колло, навсегда оставляют Россию. Колло после этого прожила долгую жизнь. Она по-прежнему работала в основном в области портрета, исполняла медальоны, по каких-либо принципиальных перемен в ее искусстве мы не найдем. Годы, проведенные с Фальконе в России, остались самым интересным этапом в ее творческой биографии. М.А.Ocтpoвский |