Художник Илья Клейнер
О художнике | Работы | Фото | Видео | Отзывы | Библиотека | Обратная связь

Горюшкин-Сорокопудов И. С.

Нерадостной была жизнь этой крестьянской семьи. Оттого и фамилию ей дали Горюшкины. Когда бурлачивший на Волге Сила Васильевич Горюшкин утонул, его шестилетнего сына Ивана, после нескольких лет беспризорной жизни, указом Казенной палаты причислили к обществу саратовских мещан, отдав на воспитание мещанину Сорокопудову. С тех пор и стал он прозываться Горюшкин-Сорокопудов.

Начальные знания в области рисунка и живописи Горюшкнн-Сорокопудов (1873-1954) получил у астраханского художника П. А. Власова ученика В. Г. Перова. В 1895 году он был принят в Академию художеств, где после окончания натурного класса поступил в мастерскую И. Е. Репина. В ту пору в этой мастерской работали Ф. А. Малявин, Б. М. Кустодиев, Д. Н. Кардовский, И. Я. Балибин, П. С. Куликов, Н. И. Фешин. Внимательно наблюдая за Горюшкиным-Сорокопудовым, И. Е. Репин высоко оценил его дарование и трудолюбие. Впоследствии он называл его художником деятельным, проникновенным, художником с "искренним, глубоким чувством к родной красоте".

Академию художеств Горюшкин-Сорокопудов окончил в 1902 году. К этому времени у него уже четко определилось тяготение к историческому и портретному жанрам, а также к пейзажу ("Углицкое дело. 1591 год", 1902; "На концерте в Павловске", 1902; "Скрипач", 1902). Совершая поездки в старинные русские города, Горюшкин-Сорокопудов создает произведения, изображающие боярскую Русь. Вскоре он становится активным участником различных выставок. Репродукции его рисунков и картин все чаще и чаше начинают появляться в таких популярных массовых журналах, как "Нива", "Солнце России", а также на открытках.

Картина "Плач Ярославны" (1907) приносит Горюшкину-Сорокопудову прочную известность в кругах знатоков искусства. Параллельно с историческим жанром художник работает над портретом ("Портрет А. П. Протасовой", 1906; "Мужской портрет", 1907 и др.). В период первой русской революции Горюшкнн-Сорокопудов под непосредственным впечатлением событий делает многочисленные наброски ("Разгром барской усадьбы", 1905; "Баррикады, 1905-й год", 1905; "Шлиссельбургская тюрьма", 1906). Художник участвует также в выпуске журнала "Гамаюн", который был запрещен после выхода в свет первого номера. Горюшкин-Сорокопудов, как и многие другие либерально настроенные интеллигенты того времени, попытался уйти от реальной действительности. В некоторых его произведениях сказалось влияние мистики, христианских идей ("Зачем здесь крест мой?", 1906). В 1908 году художник покинул Петербург и, поселившись в небольшой усадьбе неподалеку от Пензы, стал сочетать творческую работу с преподаванием в Пензенском художественном училище.

Наблюдая обычаи мордовской народности, составлявшей значительный процент населения Пензенской губернии, Горюшкин-Сорокопудов пишет картины "Рождественское моление у языческой мордвы к богине Анге-Патай" (1909), "Рождественский молян у языческой мордвы" (1912). Видное место в его творчестве этой поры занимают произведения историко-бытового жанра "Базарный день в старом городе", "Божий суд", "Из культа прошлого", "На звоннице". Пишет художник и портреты, прекрасно скомпонованные, темпераментные и цельные, с большой глубиной раскрытия образов: "Женский портрет", "Под солнцем" (1910 - 1912), "Портрет Мансыровой" (1910 -1912), "Портрет К. А. Клодта" (1912), "Портрет жены" (1914-1916) и др.

Великую Октябрьскую социалистическую революцию Горюшкин-Сорокопулов встретил зрелым художником. Творчество его утверждало лучшие традиции русской художественной школы. Активный организатор АХРР и ОМАХР в Пензе, Горюшкин-Сорокопудов с середины 1920-х и в течение 1930-х годов работает над циклом исторических композиций, посвященных Ленину ("Ленин в революции", "Ленин на трибуне", "Похороны В. И. Ленина"). Не расстается художник и с милой его сердцу стариной ("Сцена из XVII столетия", 1930-е гг.; "Упавшие колокола", 1930-е гг.). К числу лучших работ, выполненных художником в эту пору, следует также отнести несколько пейзажей и портретов ("На родине весна", портрет Ф. В. Сычкова, 1934, "Таня", 1938, "Зима", 1936. портрет Г. С. Подольской, 1939. "Ивановка". 1939 и др.). С 1942 по 1947 год Горюшкин-Сорокопудов был директором Пензенского художественного училища.

М.А.Ocтpoвский




Выставка работ
Портрет
Декор-стиль
Пейзаж
Кабо-Верде
Натюрморт
Мозаика
Жанровые
Тема любви
Love-art
Религия
Соц-арт
Различные жанры
Памяти Маркиша
Холокост
Книги
Улыбка заката
На сквозняке эпох
Поэмы, рассказы
Кто ты, Джуна?