|
||||
Пьер БоннарПьер Боннар (1867-1947) - французский живописец. В 1896 году двадцатидевятилетний Пьер Боннар начал оформлять книгу Петера Нансена "Мария". Через два года роман вышел в свет, и все были просто очарованы иллюстрациями. С какой достоверностью, с какой нежностью изображал художник, как в девушке постепенно пробуждается женственность! Те, кто близко знал Боннара, считали, что эта безусловная удача непосредственно связана со знакомством художника с Мартой де Мелиньи (ее чаще называли Марией Бурсен), которая осталась его возлюбленной на всю жизнь. Они были вместе, но брак свой оформили только в 1925 году. Причем в год оформления брака Пьер Боннар написал интерьер, где на видном месте лежала та самая книга "Мария". Огюст Ренуар, увидав иллюстрации Пьера Боннара, пришел в восторг: "У вас есть свой шарм, очарование, не пренебрегайте этим... это - драгоценный дар". Пьер Боннар входил в группу "наби", увлекался японской гравюрой и творчеством Гогена, однако его пейзажи, натюрморты, "ню" неповторимы. Они необыкновенно лиричны, утонченны и немного созерцательны. Именно эта созерцательность придает им особую мягкость и теплоту. Пьер Боннар родился 13 октября 1867 года в Фонтен-о-Роз, в семье служащего военного министерства. Семья была очень интеллигентной. Брат Пьера стал химиком, сестра - музыкантом. Родители хотели видеть его юристом. Однако Пьер с самого раннего детства был увлечен рисованием, особенно он любил изображать животных и сцены сбора фруктов. В 1888 году Пьер Боннар поступил в Школу изящных искусств. И уже через год попробовал участвовать в двух конкурсах - в Регистратуру и на Римскую премию в Школе изящных искусств, но потерпел неудачу. Тогда отец устроил его на работу к помощнику прокурора. Однако Боннар и здесь рисовал, создавая гротескные пародии на свою жизнь. В это же время он занимался в частной академии Жюльена, однако прислушивался не столько к мнению педагогов, сколько к советам своего старшего друга Поля Серюзье. А когда тот, познакомившись с Гогеном, принес на занятия и показал всем один из его пейзажей-этюдов, нарисованный на крышке ящика от сигар, Гоген стал кумиром молодых художников. После выставки "Импрессионисты и синтеристы", которая была организована в 1889 году на Всемирной выставке, Боннар решил полностью посвятить себя искусству и вместе со своими товарищами Вюйаном и Дени начал работать в мастерской театрального деятеля Люнье-По. Считается, что первым произведением Боннара был плакат, рекламирующий французское шампанское. Говорят, что, когда в 1891 году плакат расклеили по улицам Парижа, молодые художники пришли в восторг. А Тулуз-Лотрек тут же захотел познакомиться с Боннаром. Первые картины Боннара не отличались живописностью, они скорее напоминали декоративные панно, как, например, портрет его сестры, написанный в 1890 году,- "М-ль Боннар с собаками" и созданные приблизительно в это же время картины "Женщина с зайцем", "Пеньюар" и другие. Сюжеты многих из этих работ очень легко переносились на предметы декоративно-прикладного искусства - створки шкафа, ширмы и т. д. Боннару не всегда удавалось достичь гармоничного единства декоративного решения плоскости и жизненных моментов. Это получилось у него только после внимательного изучения японского народного искусства на выставке, которая проходила в Париже в 1890 году. Друзья прозвали Боннара "наби-японцем", потому что именно японское искусство помогло ему понять, что свет, форму, характер можно выразить, не прибегая к валерам, только одним цветом. С другой стороны, в японских картинках было больше жизненной силы, чем в примитивах, которыми увлекались набисты. Как и все художники группы "наби", Боннар работал для театра, где в это время появилось много новых веяний. В театре "Творчество" он вместе с Серюзье оформил спектакль по пьесе "Король Юбю" Альфреда Жарри. А для театра марионеток, который организовал муж сестры Боннара композитор Клод Террас, Боннар часто раскрашивал и конструировал марионеток. Большую роль в жизни группы "наби", члены которой вслед за Гогеном были увлечены примитивами, сыграл журнал "La Revue Blanche". Недаром группу "наби" часто называли группой "La Revue Blanche". Писатели и художники, которых объединял этот журнал, вели дискуссии, занимались выставочной деятельностью. Выходили и другие иллюстрированные издания, для которых работал Боннар. В 90-х годах он создал много цветных литографий, лучшими из которых считаются "Семейная сцена", иллюстрации к сольфеджио Кл. Терраса, где комические фигурки являются одновременно нотными знаками. В иллюстрациях к музыкальным произведениям Боннар использовал самые разные творческие манеры - то легкая белая линия ложилась на гладкий черный фон, то образ создавался черными штрихами по белому фону, то заливками черного цвета. Самое замечательное, что Боннар старался соотносить свою манеру с ритмом музыкальных произведений. В этот же период художник продолжал делать плакаты, автобиографические зарисовки. В середине 90-х годов Пьера Боннара уже тяготила условность "наби", и он открыл для себя импрессионизм. Позже художник писал: "Я очень хорошо помню, что я тогда не знал ничего об импрессионизме. Работы Гогена вызывали у нас восторг сами по себе, а не в противовес чему-нибудь. А когда немного позднее мы открыли импрессионизм, он вызвал у нас новый взрыв энтузиазма, он был для нас открытием и освобождением, ведь Гоген классик, почти традиционалист, а импрессионизм принес нам свободу". Уже в 1895 году появились новые литографии Боннара "Некоторые черты парижской жизни", где уже нет того обобщенного контура, которым отличались художники "наби", нет нарочитого подчинения орнаментальности. В этих работах Пьер Боннар изображал не просто город, а город, населенный людьми. Делая иллюстрации к поэзии Верлена, Боннар выполнил их в розовом цвете, а вскоре проиллюстрирован еще "Дафниса и Хлою", "Естественную историю" Жюля Ренара, "628-Е-8" Октава Мирбо. Картины Пьера Боннара к началу XX столетия стали более живописными. В это время появились его "Бабушка с ребенком", "Ребенок ест вишни", "Молодая женщина у окна" и другие. Композиции всех этих произведений выстроены очень точно, изящно. Боннар навсегда запомнил слова Гогена о том, что картина - это, прежде всего, плоскость, и художник должен думать о распределении линий. Одним из классических произведений Боннара этого времени можно считать созданную в 1899 году "Заснувшую женщину" (живописное повторение иллюстрации к стихам Верлена). Знак присутствия мужчины - трубка на ночном столике - делает эту картину драматичной. Б. Дориваль писал о ней: "Здесь беспокойная чувственность заставляет вспомнить обнаженную маху Гойи, передана атмосфера драмы, драмы влечения, страсти, сильной, как смерть, и трагической, как ночь". Динамикой, особым напряженным беспокойством полны и такие работы Боннара, как "Женщина и мужчина", "Обнаженная в черных чулках". В начале века Боннар преодолевает в себе тягу к стилю модерн, "звездный час" которого уже кончается, и все чаще использует светлую палитру импрессионистов. Однако черты стиля модерн ощущаются в выполненных им в 1905 году скульптурных работах. Хотя то, что Пьер Боннар занялся искусством, могло отдалить его от родных, как это случилось, например, с Тулуз-Лотреком, Боннар не порвал своих связей с семьей. Приезжая в поместье матери, он писал групповые портреты, самым известным из которых стал созданный в 1900 году "После обеда в буржуазном семействе", портреты близких ему по духу людей, пейзажи. Очень много дала Боннару поездка на юг в 1910 году. Он вспоминал: "Поехать на юг было очень привлекательно, и действительно, я как будто попал в сказку из "Тысячи и одной ночи": море, желтые стены, рефлексы света такие яркие, как сам свет..." Именно в это время он начал работать над панно для особняка И. Морозова на Пречистенке, где художнику впервые удалось почти гармонично соединить черты декоративности и непосредственного ощущения. На панно, которое сейчас находится в Эрмитаже, изображен парк на берегу Средиземного моря. В 1912 году Морозов заказал Боннару и два боковых панно - "Осень. Сбор фруктов" и "Ранней весной в деревне". Для того же особняка сделал свои росписи и керамику Дени. Майолю были заказаны статуи. В начале века почти каждая выставка вызывала у художественной публики своеобразный шок. В 1905 году заявили о себе в полный голос фовисты, в 1911 - кубисты, в 20-30-е годы- дадаисты, которые вообще отрицали искусство. На этом пестром, часто крикливом фоне безмятежное, созерцательное, интимное искусство Боннара производило хороший эффект и очень импонировало публике. В 1918 году Боннара вместе с Ренуаром группа "Молодая французская живопись" избрала почетным президентом. Его работы начали экспонироваться по всему миру - ив Европе, и в США. Но Пьер Боннар вдруг почувствовал, что XX век ставит перед художниками новые задачи. И, как сам признавался позже, он "вновь засел за учение". Ради цвета долгое время приходилось жертвовать формой, и теперь художник начал более глубоко изучать рисунок, композицию. Считается, что новый этап творчества Пьера Боннара открылся пейзажем "Мост Гренель", где главным акцентом композиции стала вертикаль Эйфелевой башни. В 1922 году Пьер Боннар купил виллу в небольшом городке Ле-Канне, но из-за болезни жены приходилось часто менять место жительства. Некоторые из работ Боннара 20-30-х годов - "Пейзаж в Нормандии", "Южный пейзаж" и другие - напоминают декоративные ковры. Но есть и такие, как, например, "Дорога в Нант", где композиция построена таким образом, что взгляд, скользя по дороге, уходит далеко за горизонт. В 30-е годы Боннар часто писал море и виды городов, натюрморты, в которых также ощущается стремление художника к декоративности. Рисуя обнаженное тело, Пьер Боннар чаще всего как бы лепил объем цветовыми рефлексами, пробовал передать на полотне еле уловимые движения, те позы, которые не могут длиться долго. Можно вспомнить такие работы, как "Женщина у зеркала" или "Обнаженная в зеленых туфельках". Портреты Боннара, написанные в 20-е годы, довольно сильно отличаются от портретов начала века. Многие из них художник строил на контрастах. Это, например, двойной портрет, на котором изображены жена Боннара и жена Таде Натансона - "Марта Боннар в красной кофте". В 20-30-е годы Пьер Боннар часто изображал интерьеры, в которых пробовал сочетать интимность и декоративность. В конце XX века архитекторы вдруг как бы заново открыли для себя эти интерьеры Боннара, каждый из которых очень легко превращается в настенную роспись. Во второй половине 30-х годов Боннар принимал участие в оформлении дворца Шайо, иллюстрировал книги. Среди лучших его иллюстраций этого времени - оформление "Плохо закованного Прометея" Андре Жида, "Динго" Октава Мирбо, "Святой Моники" Амбруаза Воллара. Вторую мировую войну Пьер Боннар пережил в Ле-Канне. Особенно трудной, холодной была зима 1940-1941 годов. Однако он продолжал напряженно работать, несмотря не только на внешние неблагоприятные условия, но и на психические травмы. В начале 40-х годов умерли его близкие и друзья - Вюйар, Марта Боннар, Дени, Руссель. Пейзажи Боннара этого времени напряженны, даже трагичны. Очень эмоциональны и его автопортреты, написанные против света. Наиболее известен созданный в 1944-1945 годах автопортрет на желтом фоне. В глубокой старости написал Боннар еще одну свою излюбленную "Столовую" и композицию "Цирковая лошадь", несколько пейзажей. А перед смертью, говорят, попросил, чтобы ему принесли его полотно "Миндальное дерево в цвету", самое оптимистичное из написанных в последние годы. 23 января 1947 года Пьера Боннара не стало. Не стало художника, который в конце жизни вдруг начал пытаться передавать в красках не просто свет, а саму его вибрацию. "Когда покрываешь поверхность красками,- говорил он,- нужно бесконечно возобновлять игру, постоянно находить новые комбинации форм и цвета, которые отвечали бы требованиям чувств". Бoгдaнoв П.С., Бoгдaнoвa Г.Б. |