|
|||||||
Михаил ВрубельВрубель Михаил Александрович (1856-1910)- русский живописец. На самой заре еще никем не изведанного XX века Врубель задумал самый патетический из своих монументальных холстов. Одинокий, надломленный Демон, которого еще десять лет назад художник изобразил сидящим на вершине горы в глубокой задумчивости, теперь увиделся ему сначала летящим навстречу своей гибели, а потом и вовсе поверженным... В 1901 году у Врубеля родился сын Савочка. Он был не совсем обычен, с раздвоенной заячьей губой и с какой-то глубокой недетской печалью, которая светилась в его взгляде. Ему было отведено прожить всего два года. Эта трагическая судьба просвечивает в написанном Врубелем акварельном портрете сына. Мальчик был еще жив, когда все, кто знал художника, начали отмечать в нем симптомы душевной болезни. Состояние Врубеля менялось, и менялся исступленно, много раз переписываемый им его Демон. Е. Ге вспоминала: "В это время картину "Демон" перевезли в Петербург для выставки "Мира искусства", и Михаил Александрович, несмотря на то, что картина была уже выставлена, каждый день с раннего утра переписывал ее, и я с ужасом видела каждый день перемену. Были дни, что "Демон" был очень страшен, и потом опять появлялись в выражении лица Демона грусть и новая красота... Вообще, несмотря на болезнь, способность к творчеству не покидала Врубеля, даже как будто росла, но жить с ним уже делалось невыносимо". Оконченный в 1902 году "Демон поверженный" Врубеля теперь воспринимается нами как символ тогда еще только наступающего XX столетия, символ глубоких разочарований, взлетов и падений, которые придется пережить тем, кто в то время только начинал строить свою судьбу. В этой работе как бы сконцентрировалось будущее не только России, но и самого художника, который всю свою жизнь переосмыслял в образах глубокие морально-философские проблемы - проблемы добра и зла, красоты и безобразности, мучительно пытался определить место человека в этом мире. В этой работе есть загадочность и таинственность символизма, которым был увлечен Врубель, и орнаментальная ритмическая усложненность популярного в то время модерна. Но есть в ней и чисто врубелевское глубочайшее, напряженнейшее уединение мира чувств и мира природы. Титанизм, экспрессия лучших картин Врубеля иногда устрашали не только простых зрителей, но и членов группы "Мир искусства", которые, по существу, открыли художника. М. Сомов, Л. Бакст, да и главный среди "мирискусников" теоретик Александр Бенуа умели изящно стилизовать, умели быть слегка ироничными, но им был непонятен тот "культ глубокой натуры", который проповедовал Врубель. Бенуа даже обвинял Врубеля в том, что он ломается и нарочито гениальничает. А между тем Михаил Врубель действительно гениально узрел того Демона, тот "дух зла", который навис над Европой на заре XX века. Его фантастический реализм оказался провидческим. Михаил Александрович Врубель родился 5 марта 1856 года в Омске/в семье военного юриста. Семья все время переезжала, жила то в Астрахани, то в Петербурге, то в Саратове, потом в Одессе. Мать рано умерла, и мальчика вместе со старшей сестрой воспитывала мачеха, которая любила детей мужа, как своих. Те, кто знал Врубеля в детстве, говорили, что в нем было много мягкости, нежности, и он был "кумиром всех девочек". Сестра Анна осталась для него ближайшим другом на всю жизнь. В 1874 году Михаил Врубель поступил на юридический факультет Петербургского университета, а в 1880 - в Академию художеств. Это было время, когда после убийства царя Александра II и разгрома "Народной воли" наступила реакция и, говоря словами Александра Блока, "Победоносцев над Россией простер совиные крыла". Но в общей сонной атмосфере тех лет рождалось новое, живое, одухотворенное искусство. Как говорил позже Врубель, он в своих произведениях мечтал "иллюзионировать душу, будить ее от мелочей будничного величавыми образами". В это время он сдружился с Серовым, Коровиным, начал общаться с Репиным, Поленовым, известным в то время меценатом С. Мамонтовым. Однако всегда оставался немного обособленным от всех. Из преподавателей Академии особое внимание оказал на него Павел Чистяков, который умел "рисовать формой". Он был убежден, что объемная форма должна не создаваться в пространстве тушевкой, контурами, а как бы строиться линиями. Еще в Академии Врубель научился не просто писать натуру, а вести с ней любовные беседы... В 1881 году, еще не окончив Академию, Михаил Врубель получил ответственный заказ в Клеве, где его попросили заняться реставрацией византийских фресок XII века в Кирилловской церкви. Реставрация проходила под общим руководством известного искусствоведа, знатока древностей А. Прахова, жену которого Эмилию Михаил Врубель полюбил глубоко и возвышенно. Ее образ он воплотил в образе Богоматери, образе бесконечно трогательном и печальном. Работая над реставрацией фресок, Михаил Врубель ездил на некоторое время в Венецию, где особенно сильное впечатление произвели на него произведения Карпаччо и Беллини. Если реставрация византийских фресок дала Врубелю глубину понимания формы и экспрессивность, Венеция превратила его в несравненного колориста. Пять лет Врубель работал над фресками, находился в атмосфере возвышенной религиозности, которая была мало похожа на то, что происходило вокруг. В тупик зашло и его чувство к жене Прахова. Михаил Врубель начал метаться, пить, увлекся какой-то заезжей танцовщицей... Именно в это время в его творчестве впервые возник образ "духа зла"-Демона... Первые, киевские варианты будущего знаменитого произведения, правда, были уничтожены, как и многое из написанного в это время. Художник увлекся восточными мотивами, в 1886 году написал "Девочку на фоне персидского ковра". Потом делал эскизы росписей нового Владимирского собора в Киеве, которые, однако, не были приняты (в этом храме Врубелем сделаны только орнаменты). В 1889 году художник переехал в Москву, где познакомился с Саввой Мамонтовым. Ему предлагают заказы, он с большим вдохновением иллюстрирует произведения Лермонтова и опять вплотную подходит к воплощению образа Демона, который видится ему то ангелом, то жестоким, даже исступленным духом зла. Но в глазах у его Демона нет ненависти, только глубокая, непреодолимая тоска. Застыли вокруг горы, превратились в камни облака и цветы. Весь мир как бы отторгает его. "Демон (сидящий)" был окончен в 1890 году. Несколько позже Врубель вылепил скульптурную голову Демона, более жестокого и даже исступленного, с вышедшими из орбит глазами. Когда-то она экспонировалась в Русском музее в Ленинграде. Но в 1928 году какой-то душевно неуравновешенный посетитель разбил скульптуру. Теперь отреставрированная работа находится в запасниках. В образе Демона, которого воплотил на картине и в иллюстрациях Врубель, есть что-то и от лермонтовского Печорина, и от героев Достоевского - того же Раскольникова, Ивана Карамазова. Врубель проиллюстрировал не только "Демона", но и "Героя нашего времени", другие произведения Лермонтова. Врубелю хотелось быть универсальным художником, и он в 90-е годы создавал и монументально-декоративные панно, и декоративную скульптуру, занимался витражами, театрально-декорационной живописью и даже архитектурой. По словам художника А. Головина, "все, что бы ни сделал Врубель, было классически хорошо". Некоторое время Врубель работал в Абрамцевской гончарной мастерской, где возрождалось искусство майолики. Ему очень нравились живописные возможности радужной игры покрытых люстром (специальной пленкой из сплавов металлов) глиняных скульптур. Вместе с семьей Мамонтова Врубель ездил во Францию, Италию, Грецию. В 1893 и 1894 годах он написал две композиции, в которых воссоздал синтетический образ Венеции и Испании, позже увлекся сказочным эпосом и выполнил несколько эскизов панно. Как раз в это время в Петербурге на сцене панаевского театра Московская частная опера Мамонтова показывала оперу-сказку Гумпердинка "Гензель и Гретель". Партию Греты исполняла Надежда Забела, голос которой так очаровал Врубеля, что он буквально в первые же дни знакомства сделал ей предложение. Он сам признавался сестре, что, если бы она ему отказала, он покончил бы с собой. Их свадьба состоялась в Женеве. Потом они долго путешествовали по Швейцарии, Италии, Греции. Это был союз двух больших художников, двух неповторимых личностей. Врубель много писал свою жену, она для него оставалась несравненною Музой, его добрым ангелом, его вдохновением и самым близким другом. М. Гнесин так описывал Забелу в роли Волховы: "Но вот раздается голос, ни с чем не сравнимый, ровный-ровный, легкий, нежно-свирельный и полный красок или, точнее, сменяющихся переливов одной какой-то краски, предельно выразительный, хотя и совершенно спокойно льющийся. Казалось, сама природа, как северный пастушок, играет или поет на этом одушевленном музыкальном инструменте. И сколько любви было в этом пении, но любви не совсем человеческой: душа сказки сливалась в нем с душой человека! И какой облик! Возможно ли было, раз увидев это существо, не обольститься им на всю жизнь! Эти широко расставленные сказочные глаза, пленительно-женственная, зазывно-недоуменная улыбка, тонкое и гибкое тело и прекрасные длинные руки". Теперь в картинах Врубеля появляются необыкновенно мягкие, радужные, перламутровые переливы. Он пишет большие акварели, картины, на которых воссоздает образы сказочных героев, богатырей, Садко, Купаву, Леля. В 1899 году был написан знаменитый таинственный "Пан", а в 1900-м - несравненная "Царевна-Лебедь". Врубель увлекся музыкой Римского-Корсакова, произведениями Чехова, Тургенева, Ибсена, делал эскизы декораций и костюмов для многих оперных спектаклей. В написанных в 1900 году картинах "Сирень" и "К ночи" образы людей как бы вырастают из самих недр природы, а цветы напоминают россыпи самоцветов. К началу века Врубель сблизился с "мирискусниками", хотя и не во всем разделял их взгляды. Как раз в это время он начал напряженно работать над своим "Демоном поверженным". "Дух зла" терзал его душу. Душевная болезнь еще больше усугубились после смерти его маленького сына. В "Демоне поверженном" многие видели крушение индивидуалистских ницшенианских идей, которыми одно время был увлечен сам Врубель. Врубеля лечил известный врач-психиатр Усольцев. Когда художнику делалось легче, он много рисовал, и, как говорили современники, его карандаш был отточен, как стилет. В 1904 году Врубелю стало легче, и он переехал в Петербург, где его жена получила ангажемент в Мариинском театре. После пережитых трагедий - болезни мужа, смерти маленького ребенка - голос ее был уже не тот. Зато теперь знаменитым стал Врубель, которого, было время, называли всего только "мужем певицы Забелы". В 1902 году на выставке "Мира искусства" экспонировалось 60 его работ, зрители были заинтригованы его болезнью, связанной с работой над образом Демона, восторгались его не совсем обычной живописной техникой. Изменились и вкусы. Образованные люди читали Ибсена и Метерлинка, интересовались творчеством Дега и Моне. И когда в 1905 году на выставке Союза русских художников появилась пастель Врубеля "Жемчужная раковина" ("Жемчужина"), ее назвали непередаваемым чудом, волшебством. Как признавался сам Михаил Врубель, в "Жемчужине" он "хотел со всей реальностью передать рисунок, из которого слагается игра перламутровой раковины, и только после того, как сделал несколько рисунков углем и карандашом, увидел этих царевен...". Последней темой в творчестве полубольного, полуслепого Врубеля была тема Пророка, образные вариации которого появлялись у него до самых последних дней. В 1906 году он создал необыкновенно глубокий портрет Валерия Брюсова. Четыре года Врубель провел в психиатрической лечебнице, а в 1910 году умер от воспаления легких. На похоронах священник сказал: "Художник Михаил Александрович Врубель, я верю, что Бог простит тебе все грехи, так как ты был работником". Бoгдaнoв П.С., Бoгдaнoвa Г.Б. |