|
||
Станислав ВыспяньскийСтанислав Выспяньский (1869-1907) - польский живописец, график, мастер декоративно-прикладного искусства, писатель, театральный деятель. Работая над проектом полихромии костела францисканцев в Кракове, в 1896 году Станислав Выспяньский создал уникальный "Гербарий", альбом, в котором на каждой из 54 страниц - рисунки дикорастущих растений Польши, многочисленные замечания об их цвете и форме. Эти рисунки стали для Выспяньского неиссякаемым источником вдохновения. Они переосмысливались художником в портретах, иллюстрациях, эскизах интерьеров, мебели, изделиях из металла, орнаментах... Именно растительные мотивы позволяли ему гармонично соединить экспрессию и мягкость, реализм и декоративность. В то время многие художники увлекались естественными природными линиями и формами, но для Выспяньского цветы были не модным увлечением, а истинной страстью. Он писал одному из своих друзей: "Не могу дождаться весны и цветов и представляю себе мое неистовство, когда вся моя комната будет полна аромата и красок, зелени и трав". Мадонну Выспяньский поместил среди васильков, а святого Франциска на витраже - в окружении колючих тернисв, которые расцветают розами. Рядом с Христом - ирисы, а Саломея находится среди светло-желтых калужниц и лилий. Боковые витражи были посвящены четырем стихиям. Эта работа, как и многие другие монументальные проекты Выспяньского, не была доведена до конца, ибо он постоянно сталкивался с непониманием. Станислав Выспяньский родился 15 января 1869 года в Кракове. Его отец был скульптором, но очень сильно пил, и поэтому никак не мог выбраться из нужды и добиться творческих успехов. Мать Станислава, очень одаренная, с богатой фантазией женщина, писала стихи и музыкальные композиции. Она была больна туберкулезом и очень переживала из-за алкоголизма мужа. Когда умер их младший сын Тадеуш, она всю свою любовь отдавала Станиславу. Однако едва Стасю исполнилось семь лет, умерла. Став взрослым, в Париже в 1895 году Станислав написал живописную композицию "Драма семьи" ("Смерть матери художника"), которая, правда, была позже частично уничтожена. Он всю жизнь мучился оттого, что не мог передать так рано умершей матери всю свою любовь и нежность. Мать доверила мальчика опеке своей сестры, но он первое время жил вместе с отцом и много времени проводил в его скульптурной мастерской неподалеку от Вавеля. Здесь он впервые начал читать Шекспира. Учился Станислав Выспяньский в школе при учительской семинарии Анджея Юзсфчика, где слыл неутомимым выдумщиком и фантазером. Он увлекался музыкой, а в десять лет перешел учиться в гимназию святой Анны - старейшую в Польше. В 1880 году его взяла на воспитание сестра матери Иоанна Роговска, которая вышла замуж за Казимежа Станкевича, и туг он начал много рисовать, увлекся театром. Уже в двенадцать лет Станислав превосходно знал пьесы Шекспира, ходил на многие спектакли, сам участвовал в школьных постановках, даже писал пьесы. В доме у тетки часто бывал выдающийся польский художник Ян Матейко, и Станислав, восхищенный его творчеством, начал делать копии его картин, а потом увлекся зарисовками Кракова. Очень горячо полюбил Станислав и музыку. В 1887 году, сдав экзамены, Станислав Выспяньский поехал путешествовать по востоку Малой Польши и, где бы ни был, делил зарисовки церквей, скульптур, орнаментов. Вернувшись, он поступил в краковскую Школу изящных искусств, где в то время преподавали Матейко, Лушчкевич, Яблоньски, Цинк. Станислав, который уже года три посещал школу как вольнослушатель, прошел всю программу за 1887-1890 годы. Он был не только очень одарен, но и образован. С 1887 года учился на философском факультете Ягелоннского университета, очень глубоко изучал историю искусства, литературу, ездил в экспедиции по инвентаризации памятников искусства, писал драматические произведения и мечтал защитить докторскую диссертацию. В 1889 году Матейко пригласил Выспяньского помочь ему в росписи Мариицкого костела. Работа над полихромией, изучение готики и других архитектурных стилей не могли не сказаться на дальнейшей работе Выспяньского, он теперь осознавал ценность не только полнозвучного реализма, но и плоской стилизации, ощущал гармонию чистых цветов ярких полихромии. Главной для Выспяньского стала экспрессия линии. В 1890 году Выспяньский благодаря полученным стипендиям смог отправиться путешествовать по Италии, Швейцарии, Франции и Германии. Самое большое впечатление на него произвели готические соборы. Он начал преодолевать имитацию, искать свой стиль, свою цветовую гамму. В Париже, куда Выспяньский отправился в 1891 году, он не только посещал частную академию Коларосси, но и всерьез увлекся французским театром, много читал и писал. В Лувре его особенно поразило греческое искусство. "Счастливые греки,- писал Выспяньский в одном из своих писем,- у них не было академий, но были художники". Выспяньский много писал с натуры, изучал и пробовал передать "эффект солнечного света, превращающегося в цветовые пятна", фигуры "в массе воздуха", принимал участие в конкурсах - на роспись стен в одном из зданий в Праге, на оформление краковского театра. Однако главным делом для него в это время стала драматургия. В 1892 году Выспяньский получил заказ на проект витража для львовского собора на тему клятвы Яна Казимира, который обещал улучшить крестьянскую долю, отдал себя и страну под покровительство пресвятой девы Марии. Выспяньский изобразил историческую сцену клятвы внизу, а вверху поместил видение короля. Особенно сильное впечатление производил образ Польши-мученицы, которая возносилась над головой короля. Приезжая в Париж, Выспяньский метался, разрываясь между необходимостью закончить картоны и желанием увидеть как можно больше театральных спектаклей. В это время он познакомился с творчеством Гогена, Ван Го га, Грассе, который призывал художников при создании новых форм орнаментики искать вдохновения в природе. Выспяньский использовал растительные мотивы и в проекте театрального занавеса, и в картоне "Клятвы Яна Казимира". Здесь же, в Париже, Выспяньский был покорен творчеством чешского художника-декоратора Альфонса Мухи, который, занимаясь стилизацией, разрабатывал различные орнаментальные линии. В это время в Англии представители творческого направления прерафаэлитов - Рескин, Моррис и другие художники, реформируя декоративное искусство, пробовали возродить художественные промыслы. Основным композиционным элементом стиля "сецессион" стали плавные, извилистые линии, которые как бы повторяли линии стеблей вьющихся растений и водорослей. Эти линии встречаются и в пластике Тулуз-Лотрека, и в портретах Ван Гога. Эти линии использовал и Выспяньский. Картоны, над которыми он так долго работал, к сожалению, не были приняты, как и новый его проект витражей для францисканского собора. В это же время начались переезды с квартиры на квартиру, бедность, так как умер помогавший ему дядя Казимеж. Выспяньский очень глубоко переживал непонимание, и обывательский, мещанский Краков начал его тяготить, ему так хотелось вернуться в Париж... Он реставрировал витражи, писал статьи и пьесы. В 1896 году Выспяньский написал серию детских портретов - "Девочка с миртом", "Девочка с букетиком фиалок", позже иллюстрировал Метерлинка и "Илиаду" Гомера, в рисунках к которой использовал детали, навеянные древнегреческой архитектурой, скульптурой и вазописью. В это же время художник увлекся скульптурой, отлил "Caritas", который был скульптурным вариантом его пастельного наброска "Низверженные ангелы". Выспяньский метался из одной области искусства в другую - от живописи к скульптуре, от искусства витража к мебели... Это объяснялось не только широкой одаренностью, но и тем, что он не всегда имел возможность воплотить все свои замыслы. Ему хотелось бы поехать в Европу, где его, возможно, поняли бы и приняли, он задыхался в Кракове, но все же, как патриот, решил остаться. В это время, в 1897 году начал выходить журнал "Жыче", художественным руководителем которого стал Выспяньский, возникло общество "Штука", объединяющее художников краковского модерна, где Выспяньского выбрали секретарем. Однако многие рисунки, которые он помещал в журнале, например, "Фонтан" с обнаженными телами, вызывали негодование мещан. А ведь именно с Выспяньского началась новая эра польской книги. Он превратил цветок, как бы вырастающий из текста, из заставки, в декоративную часть целого. В 1897 году Выспяньский писал одному из своих друзей: "Столько замыслов, столько образов, что я как безумный живу этими картинами, обособляющими меня от людей, и только теперь я понастоящему врос в мир моей фантазии". Он задумал целую серию картин, которые сам назвал живописными романсами, диковинными поэмами. Это "Сезам", "Воздушные замки", "Хлопоты любви" и многие другие. Это сказочный мир растительно-анималистических фантазийных композиций. Интересно, что во многих литературных произведениях Выспяньского, например в "Легенде", появляются те же фантастические образы, что и в живописных работах. Станислав Выспяньский - автор таких драматических произведений, как "Варшавянка", "Ноябрьские ночи", драмы на античную тему "Акрополь", "Мелеагр" и др., а также эпических поэм, рапсодов. Он писал портреты, лучшими из которых считаются "Автопортрет с женой" и портреты детей, оформлял спектакли, работал над проектом застройки Вавеля. В 1905 году Выспяньский получил премию Академии за серию пейзажей с курганом Костюшки и смог приобрести усадьбу в деревне Венгжцы под Краковом. Туда он вместе с семьей переехал летом 1906 года. Друзья, узнав, что Выспяньский болен, но его можно спасти, если он поедет в субтропический климат, собрали деньги на поездку в Алжир, от которой Выспяньский отказался. Он боялся умереть без Польши. До последних дней Станислав Выспяньский продолжал диктовать свои пьесы. В ноябре 1907 года его перевезли в Краков, а 28 ноября он умер. Постоянное стремление Выспяньского к динамике, экспрессии, выражавшееся и в его художественных, и в литературных произведениях, было отражением того смятения, которое переживала Европа на сломе XIX-XX веков, его творчество и теперь вызывает живой интерес у всех, кто любит и понимает искусство. Бoгдaнoв П.С., Бoгдaнoвa Г.Б. |