|
||
Шехтель Федор ОсиповичШехтель Федор (Франц) Осипович (1859-1926) - русский архитектор. Одним из самых известных в Москве архитектурных сооружений начала XX века считается особняк Рябушинского на М. Никитской улице, который был построен в 1900 году по проекту Шехтеля. Ясный и точный кубовидный объем здания - это своеобразная шкатулка с секретом. Музыкальный ритм всему сооружению задают не столько строгие прямые, сколько криволинейные, спиралевидные линии. Особняк Рябушинскогр - это апофеоз стиля модерн в русской архитектуре, поэтичное воплощение всегда присущего ей многозвучия, симфонизма. Заботясь о красоте, изысканности интерьера, Шехтель, как и многие его современники, стремился тем самым облагородить не только быт, но и людей, которые будут ежедневно соприкасаться с воссозданными им гармониями. Фриз особняка украшен ирисами, излюбленными цветами модернистов. Первое, что видит человек, входя в дом,- это очень поэтичный витражный пейзаж. В холле все окутано голубоватым, мечтательным светом. А лестница, которая состоит из перетекающих одна в одну как бы взвихренных пластичных форм, придает интерьеру динамизм и экспрессию. Тема волн, морской стихии была очень популярна и в модерне, и в поэзии символизма. Мягкие, перетекающие, спутанные линии лепнины на потолке, на декоративных решетках, светильниках напоминают то стебли диковинных растений, то ракушки, то морских звезд, улиток. Каждая комната и даже лестничная площадка в особняке имеют свой неповторимый пластический образ. На сломе веков художники и поэты с особой остротой ощутили зыбкость и призрачность реального мира. Это настроение воплотилось в "живописном" модерне особняка Рябушинского и, например, в таких строках Н. Минского: Тоска неясная о чем-то неземном, Федор Осипович Шехтель родился 16 июля 1859 года в Петербурге. Некоторое время семья жила в Саратове, а потом переехала в Москву, где Федор поступил в Училище живописи, ваяния и зодчества. В 1870-1880 годах Шехтель постоянно совершенствовал свое мастерство, пробовал себя в самых разных видах художественной деятельности. Он иллюстрировал, оформлял книги, журналы, рисовал виньетки и афиши, писал иконы и делал проекты монументальных росписей, эскизы декораций и костюмов, проектировал не только здания, но и мебель, различную утварь. Сначала театр и архитектура, а позже только архитектура стали главным в его жизни. Некоторое время Шехтель работал помощником у А. Каминского, который и стал его непосредственным учителем. Даже в ранних своих проектах - самый известный из них проект Исторического музея в Москве (1875-1878) - Шехтель стремился придать архитектурным формам особую живописность. Очень ярко это проявилось в построенном в 1887-1889 годах загородном доме СП фон Дервиза в имении Кирицы Рязанской губернии, где в едином образе гармонично соединены средневековый романтизм, пластика эпохи барокко, осевые архитектурные композиции эпохи Ренессанса и широкие марши парадной лестницы. В 1890-е годы в архитектуре особую популярность приобрел так называемый "русский стиль", который точно соотносился с довольно гнетущей атмосферой русского общества. Прекрасное понималось как богато украшенное, что нередко вело к диссонансу между формой и приемом, к эклектике и стилизаторству. Шехтель в это время зарекомендовал себя как архитектор с ярко выраженной, не похожей на других индивидуальностью. И если выполненный им в 1897 году проект Народного дома отвечал признакам общепринятого "русского стиля", то созданный в 1893 году проект особняка 3. Г. Морозовой на Спиридоновке искусствоведы относят к чисто шехтелевскому стилю "готики", где полезное и прекрасное находятся в гармоничном единстве, а архитектурные детали прошлого вводятся таким образом, что здание воспринимается не только в пространстве, но и во времени. Современникам в архитектуре Шехтеля слышалась "трагическая гармония предреволюционной эпохи". Они сравнивали его архитектуру с поэзией Блока и раннего Маяковского, с музыкой Скрябина и живописью Врубеля... Динамичны не только внешние облики построек Шехтеля, но и их интерьеры. Архитектор проявлял себя как истинный поэт. Цветные витражи, выполненные Врубелем панно и стилизованные под средневековье врубелевские скульптурные группы, например, в том же особняке Морозовой превращают дом в настоящий дворец. В ренессансно-барочном стиле был выдержан проект дома-усадьбы В. Е. Морозова в Одинцове-Архангельском (1892). В начале XX века в архитектуре, как и в других видах искусства, особую популярность получил стиль модерн. Архитекторы отказывались от обязательных форм планировки и объема зданий, а целостности достигали не благодаря единообразию форм, а благодаря единообразию их трактовки и однородности взаимосвязи элементов. Шехтель считается одним из наиболее ярких представителей национально-романтической ветви модерна. В создании архитектурных образов он опирался не на довольно многословное живописное московское барокко XVII века, а на сдержанную выразительность шатровых храмов русского Севера, древних Пскова, Новгорода, Киева. Именно такими были прообразы созданного Шехтелем в 1901 году павильона для Международной выставки в Глазго. После успеха в Глазго Шехтель стал академиком архитектуры, почетным членом Британского королевского института архитекторов и Общества архитекторов. В 1902 году Шехтелю было поручено заново отделать здание Ярославского вокзала, и он практически повторил в камне деревянные павильоны в Глазго. Даже внешне ничем не связан с канонами академизма образ особняка Рябушинского (1902). А композиция особняка Дерожинской (1901) построена на классических в древнерусской архитектуре соотношениях квадрата и диагонали. Особое внимание Шехтель всегда придавал благоустройству интерьеров. Он стремился сделать каждую деталь неотъемлемой частью ансамбля, заботился о целесообразности, уюте. Именно Шехтель создал образ делового интерьера для гостиницы и торгового дома "Боярский двор" на Старой площади, а в 1902 году безвозмездно спроектировал здание Художественного театра. Несомненной заслугой одного из величайших русских архитекторов является и то, что он одним из первых начал образно переосмысливать сооружения "эпохи машинизма", перестал украшать новые по конструкции здания тяжеловесным декором, выявил зальность структуры, ритмическую повторяемость однотипных элементов. В конце 1890-х годов именно в этом стиле были построены торговые ряды дома Кузнецова на Мясницкой и Аршинова в Космодамианском переулке. В 1903-1909 годы, когда началось мощное наступление урбанизации, а техника для многих превратилась в нового идола, Шехтель начал проектировать здания в новом стиле, стиле "рационализма", и, широко используя приемы ритмических сопоставлений, повторов, многообразие пропорциональных соотношений, придавал неповторимость даже довольно простым и однообразным архитектурным формам. В 1903 году по проекту Шехтеля был построен банк Рябушинских, в 1909 - дом Московского купеческого общества, в 1908 - банк Рукавишникова в Нижнем Новгороде, в 1907 - дом Патрикеева в Химках. Очень деликатно, гармонично введены детали стиля ампир в образ построенного в 1910 году особняка Ф. О. Шехтеля на Большой Садовой. В это время архитектор находился в растерянности, его угнетали постоянные обвинения в космополитизме. Когда началась Первая мировая война, модерн вообще был объявлен "нашествием немецкой пошлости". А лучшей своей постройкой Шехтель считал церковь у Соломенной Сторожки в Москве (1914), где ему удалось добиться ощущения единства самых разнообразных форм. Без работы Шехтель не мыслил своей жизни. Однажды он написал А. П. Чехову: "Работаю я очень много, впрочем, одно это меня удовлетворяет и делает более или менее счастливым; я уверен, что без работы я был бы никуда не годен - как часы, не заводимые аккуратно и постоянно". В 1902 году Шехтель был среди организаторов Выставки архитектуры и промышленности нового стиля в Москве, с 1908 по 1922 год он являлся председателем Московского архитектурного общества. В 1896-1926 годах Шехтель вел занятия по композиции в старших классах Строгановского училища, уже в послереволюционные годы преподавал в Высших художественно-технических мастерских и Политехническом институте в Ташкенте. После Октябрьской революции Шехтель создал несколько известных архитектурных проектов, в том числе в 1923 году - проект павильона Туркестана на Первой сельскохозяйственной и кустарной выставке 1923 года, проект обводнения 50 000 десятин Голодной степи, в 1924 - проект Мавзолея В. И. Ленина, в 1925 - проект памятника 26 бакинским комиссарам, Днепрогэса. Шехтель умер 26 июня 1926 года. Часы, заводимые "аккуратно и постоянно", остановились... Бoгдaнoв П.С., Бoгдaнoвa Г.Б. |