|
||
Антокольский. СпинозаАнтокольский Марк Матвеевич. Спиноза. 1887. Мрамор. 145 х 85 х 118. Образ великого голландского философа Бенедикта Спинозы, подвергшего сокрушительной критике социальную несправедливость, противника монархии и сторонника республики, автора "Этики", изгнанного за безбожие из синагоги, от которой он отрекся, возник у Антокольского в Италии, почти одновременно с образом Христа. И это не случайно: в жизни и деятельности Спинозы скульптор также увидел пример подвижничества и самопожертвования. Великий философ изображен сидящим в кресле. Больной, физически немощный человек погружен в свои думы. Точно найдена поза и жест сложенных у груди тонких, худых рук. Скульптор подчеркивает cкромность, спокойствие, и одновременно силу и величие ума модели. Сознание своей правоты и вместе с тем скорбная покорность судьбе ощущаются в выражении задумчивого одухотворенного лица, в легкой, чуть тронувшей губы улыбке. Скульптор считал эту статую значительно выше своих прежних работ по технике исполнения. Спиноза Бенедикт (Spinoza, Benedictus) (1632-1677), или Барух д'Эспиноза, великий голландский философ, один из крупнейших рационалистов XVII века. Поступила в Русский музей в 1926 году из Академии художеств.
Из собрания Русского музея
|