|
||
Питер Брейгель во Франции и ИталииВ 1552-1553 годах Брейгель посетил Францию, Швейцарию, Италию. Искусствоведы полагают, что в творческую командировку за границу молодого художника отправил Иероним Кок, с которым Брейгель в то время только начал сотрудничать. Живописец не вел дорожных заметок, поэтому восстановить его путь можно лишь по свидетельствам современников, картинам и рисункам. Из Антверпена Брейгель направился в Лион. О посещении им этого французского города говорит хотя бы такой факт: итальянский живописец Джулио Кловио упомянул в своем завещании картину с изображением Лиона, выполненную художником Питером Бруголе (так Брейгеля называли французы). К сожалению, других сведений о картине с видом Лиона нет, скорее всего, она погибла. Брейгелю принадлежит рисунок, сделанный им в Южной Франции, в Авиньоне. Из Авиньона художник отправился дальше, в Марсель. Оттуда живописец отплыл в Неаполь. Теплое южное море, не похожее на холодное море Севера, которое Брейгель привык видеть на родине, поразило его своей красотой. По следам неаполитанских впечатлений художник исполнил картину "Неаполитанская гавань". И хотя в этом произведении еще не проявилось то подлинное мастерство, которое будет восхищать зрителя в зрелых работах Брейгеля, "Неаполитанская гавань" ценна уже тем, что стала одним из первых морских пейзажей в истории европейской живописи. Из Неаполя Брейгель отправился дальше на юг - в Реджио ди Калабри, а затем через Мессинский пролив в Сицилию. Художник стал свидетелем военных событий, разворачивающихся здесь. В Средиземном море в это время находилось до ста кораблей военного флота Турции, которая поддерживала Францию в ее борьбе с Карлом V. В июле 1552 года турки со своих судов обстреляли из пушек Реджио Ди Калабри. Затем турецкий флот через Мессинский пролив поплыл в сторону Неаполя. Эти события отражены в рисунках Брейгеля "Горящий Реджио" и "Морской бой в Мессинском проливе". По возвращении художника в Нидерланды с последнего рисунка была сделана гравюра, получившая широкую известность у публики. На рисунках - море с кораблями и галерами. Брейгель настолько точно передал суда и их оснастку, что историки, изучавшие военный флот XVI столетия, часто обращались к этим работам нидерландского мастера. Чувствуется, что художник, прежде чем нарисовать корабли, внимательно и долго изучал их устройство. В конце 1552 года Брейгель прибыл в Рим. Здесь художник прожил почти год. В Риме он познакомился с искусством Возрождения, увидел памятники античности. До нас дошло очень мало работ, относящихся к этому времени. Одна из них, рисунок "A Ripa grande", говорит о том, что нидерландского мастера влекла итальянская природа и современная архитектура, а не древние руины и скульптуры. Брейгель назвал свой рисунок по-итальянски "A Ripa grande" - "большой обрыв". Это название носил и итальянский порт на реке Тибр. На дальнем берегу, изображенном на листе, видны монастырь, колокольня церкви Сан-Франческо-а-Рипа, старинная башня, здание таможни. У крутого берега стоят на причале парусники. По набережной движутся люди и повозки. Человеческие фигуры видны на лестницах, ведущих с набережной вверх. От другого берега, ближнего к зрителю, отходит лодка. Впечатление жаркого летнего дня (на небе нет ни одного облака, а на земле - теней, как бывает в солнечный полдень) художник виртуозно передал с помощью одних только линий (рисунок выполнен черными и коричневыми чернилами). Хотя в этом произведении видны явные приметы Италии, в нем нет никаких деталей, указывающих на величественный Рим с его старинной архитектурой и памятниками античности. В Риме Брейгель работал в мастерских известных художников. Один из них - вышеупомянутый Джулио Кловио, весьма популярный в то время живописец. Завещание Кловио говорит о том, что ему принадлежали две миниатюры Брейгеля (одна из них - "Вавилонская башня") и две картины - "Вид города Лиона" и "Пейзаж с деревом". Ни одна из этих работ не сохранилась. Из Рима Брейгель отправился во Флоренцию. Здесь его встретили соотечественники, мастера Ян Рост и Николай Кархер, работавшие в королевской мастерской по изготовлению ковров при дворе Медичи. Живя во Флоренции, Брейгель побывал в храмах, украшенных скульптурами и фресками известных художников, посетил мастерские флорентийских живописцев. Последним крупным итальянским городом, где останавливался Брейгель, была Болонья. Его путь на родину лежал через Альпы. Молодой художник восхищался красотой Франции и Италии, но Альпы поразили его до глубины души. Один из друзей живописца вспоминал позднее: "Находясь в Альпах, Питер глотал горы и скалы, а вернувшись домой, стал извергать их из себя на полотно и доски". C. Aндpoнoвa |