![]() |
|||||
|
|||||
Брейгель. Вавилонская башня
Настроения одиночества и тихой грусти появились и в другой, написанной в 1863 году, картине Брейгеля - "Вавилонской башне". Создавая эту картину, Брейгель обращается к библейской легенде о людях, решивших построить башню такой высоты, чтобы она доставала до небес. "И сошел Господь посмотреть город и башню, которые строили сыны человеческие..." Бог совершенно справедливо посчитал это грандиозное строительство проявлением гордыни и сурово наказал людей, смешав их языки так, что они перестали понимать друг друга. Используя эту притчу, художник в иносказательной форме дает понять зрителю, что трагическая история Вавилона - эта судьба современного общества. Таким Вавилоном был и Антверпен, ставший в те годы одним из крупнейших экономических центров Европы. Антверпен XVI столетия приводил в восторг многих путешественников. Восхищался городом побывавший в нем в 1520 году знаменитый немецкий художник Альбрехт Дюрер. Дюрер повидал множество прекрасных городов Германии и Италии, но Антверпен просто поразил его своими величественными храмами и другими архитектурными сооружениями. О том, как выглядел Антверпен в то время, рассказал потомкам известный итальянский путешественник Л. Гвиччардини. Огромный город раскинулся на берегу Шельды. Все городское пространство пересекало множество каналов с перекинутыми через них мостами. В Антверпене не было ни одного деревянного дома (строить подобные сооружения строжайше запрещалось). Возводились только каменные, крепкие строения. Их количество превышало 13 тысяч. Украшением Антверпена были многочисленные церкви с колокольнями и монастыри. Еще одна достопримечательность этого средневекового нидерландского города - огромный порт, в котором одновременно могли стоять до двух тысяч судов! Испанские, португальские, итальянские, немецкие, английские, турецкие, китайские корабли причаливали в порту и сгружали свои товары: пряности, дерево, ткани, серебро, медь, бронзу, вина, фрукты, рыбу, зерно. Купцы со всего света совершали в Антверпене свои сделки, приносившие значительный доход в городскую казну. В начале XVI столетия в Антверпене появилась биржа. На бирже шла бойкая торговля долговыми обязательствами и игра на повышение и понижение ценных бумаг. Купцы из разных стран заключали здесь свои сделки. Удивляла путешественников и многоликая, многоязычная толпа. В Антверпене жило множество иностранцев, к которым местные жители относились с величайшим подозрением. Не существовало и единой веры, способной объединить людей. Никто - ни католики, ни протестанты, ни лютеране, ни анабаптисты, населявшие Антверпен, - не чувствовали себя спокойно и, подобно наказанным Богом вавилонянам, не понимали друг друга. Нередкими были столкновения на религиозной почве. К теме Вавилонской башни художник обращался и раньше. В 1554- 1555 годах он написал полотно с таким же названием. Ныне оно находится в Роттердаме. Есть предположение, что существовала и третья "Вавилонская башня" (миниатюра, принадлежащая Джулио Кловио), но она до наших дней не дошла. Если в роттердамской картине огромная башня затмевает собой людей, в варианте 1563 года, хранящемся в венском музее, человеческие фигуры становятся более значимыми. Хотя главная мысль картины остается прежней, Брейгель придает на полотне древней библейской легенде поэтический облик. Теперь величественная башня уже не подавляет людей - строителей, снующих по ступеням. Чудесен вид, окружающий башню: бесчисленное множество крыш, сверкающих в лучах солнца нежными оттенками, большие корабли и маленькие лодки, причалившие к берегу. В строениях и пейзаже угадываются современные художнику Нидерланды. Обращаясь к библейской притче, Брейгель проводит в своей картине мысль о тщете трудов и устремлений людей. Но в то же время, глядя на "Вавилонскую башню", нельзя не согласиться, что для художника важна идея ценности человеческой жизни. Это характерно и для других работ мастера, написанных в данный период. Среди них - "Самоубийство Саула" (1562), "Пейзаж с бегством в Египет" (1563). C. Aндpoнoвa |