![]() |
|||||
|
|||||
Брейгель. Крестьянский танец
Откликом на народное восстание, названное иконоборчеством, стала картина "Крестьянский танец", написанная около 1567 года. В основе иконоборчества лежали идеи кальвинизма. Восставший народ громил католические храмы, уничтожал иконы и статуи святых. Досталось и дворянским поместьям. Восстание разгорелось в 1566 году, и хотя вскоре оно было подавлено, именно с него ведет отсчет нидерландская буржуазная революция, через много лет завершившаяся освобождением северных провинций от испанского господства. Но это произошло уже после смерти Брейгеля. Вернемся же к картине "Крестьянский танец". В отличие от полотен 1566 года в ней нет элементов иносказания. Брейгель трактует бытовую сцену почти как историческое произведение. Он показал своих крестьян-современников в несвойственной ему манере. Если в прежних работах человеческие фигуры на фоне величественных пейзажей выглядели слишком мелкими и незначительными, то сельские жители в "Крестьянском танце" показаны чересчур крупными. На картине изображены сильные, грузные человеческие фигуры. Люди беседуют, сидят за столом, пляшут. Они движутся и в то же время кажутся застывшими, словно статуи на пьедестале. Брейгель наделил персонажей какой-то грубой, преувеличенной монументальностью, возможно пытаясь таким образом показать мощь и стихийную силу народного восстания. Иконоборческое движение к моменту создания "Крестьянского танца" было подавлено. Сейчас трудно судить, как к нему относился Брейгель. Возможно, он сочувствовал иконоборчеству. Существуют свидетельства, что незадолго до смерти художник сжег ряд своих рисунков. Вероятно, они имели какое-то отношение к революционным событиям, хотя это, конечно, только гипотеза. Ясно одно: "Крестьянский танец" - это попытка показать главные, характерные черты народа, поднявшегося на восстание против ненавистного испанского ига и его религии. C. Aндpoнoвa |