|
||
Ге Николай НиколаевичГе Николай Николаевич. Дата рождения: 15.2.1831, Воронеж. Дата смерти: 1894, хутор близ ст. Плиски Воронежской губернии. Ге Николай Николаевич - исторический живописец, портретист, пейзажист. Родился в помещичьей семье. Его прадед, роялист, эмигрировал из Франции в конце XVIII в. и поселился в Москве. Н.Н. Ге учился на математическом факультете Киевского, затем Петербургского университета. В 1850 г., не окончив курса, поступил в Академию художеств. Наибольший его интерес вызвало наследие К.П. Брюллова, влияние которого заметно в ранних работах Ге (конкурсная программа на Большую золотую медаль "Саул у Аэндорской волшебницы", 1856). С 1850-х развивалась и другая тенденция творчества художника, проявившаяся в портретах. В них преобладал реалистически сдержанный, сосредоточенный подход к модели, отсутствие внешних, отвлекающих моментов ("Портрет отца", 1854), "Портрет Я.П. Меркулова", 1855, и др.). Получив право на пенсионерскую поездку, Ге посетил Германию, Швейцарию, Францию и обосновался в Италии (1857). Здесь он работал над сюжетами из истории Древнего Рима ("Смерть Виргинии", "Любовь весталки"). Не без влияния А.А. Иванова Ге обратился к евангельским легендам для выражения своих представлений о добре и зле, о нравственных проблемах человечества. Картина "Тайная вечеря" (1863, повторение 1866) имела огромный успех. После демонстрации ее в Петербурге Ге возвратился во Флоренцию. Здесь он неоднократно встречался с А.И. Герценом. Портрет А.И. Герцена (1867), один из лучших в творчестве Ге, был тайно привезен художником в Россию. В Италии созданы также портреты И. Доманже (1868), М.А. Бакунина, "Портрет неизвестной в синей блузе" (1868) и др. В эти годы Ге написал много пейзажей. По возвращении в Россию (1869) Николай Николаевич Ге стал одним из организаторов Товарищества передвижников. Он сблизился с передовыми деятелями культуры, многих из них портретировал (портреты И.С. Тургенева, 1871, М.Е. Салтыкова-Щедрина, 1872, Н.А. Некрасова, 1872 и др.). На первой передвижной выставке (1871) обратила на себя внимание картина "Петр I допрашивает царевича Алексея Петровича в Петергофе", приобретенная П.М. Третьяковым (неоднократно повторялась художником). В 1870-е Ге испытал творческий кризис и около трех лет почти не брался за кисть (1876-1879). Он поселился на хуторе в Черниговской губернии, где прошла большая часть его последующей жизни. С 1882 года Ге сблизился с Л.Н. Толстым, разделяя его религиозно-нравственное учение. Морально-философские и психологические проблемы, выраженные в образах и сюжетах Евангелия, заняли ведущее место в позднем творчестве Ге. Глубоки по содержанию и оригинальны по форме "Христос и Никодим" (ок.1889), "Что есть истина?" (1890), "Голгофа" (1893).
Из собрания Русского музея
|