|
||
Шестаков В. А.Работая в театре около сорока лет Виктор Алексеевич Шестаков (1898-1957) оформил 140 спектаклей. Себя он называл не художником-декоратором, а художником-агитатором. И действительно, это был агитатор в подлинном значении этого слова. Уроженец города Орла, Шестаков еще гимназистом участвовал в подпольных кружках, а после Февральской революции был избран председателем Орловского Союза учащихся и членом Всероссийского съезда учащихся средней школы. С 1917 года, начав работать в Орловском драматическом театре, Шестаков в то же время писал плакаты и панно для агитпоездов, принимал участие в оформлении красноармейских клубов, улиц и площадей в дни первых революционных праздников. Еще в период обучения во Вхутемасе (1921 - 1924) Шестаков был приглашен В. Э. Мейерхольдом на должность главного художника в Московский Театр Революции. В 1927-1929 годах он продолжил работу в Театре им. Мейерхольда. В ту пору В. Э. Мейерхольд утверждал необходимость создания нового боевого агитационного театра. Он писал, что театру нужны пьесы "тенденциозные, такие пьесы, которые имеют в виду одну только цель: служить делу Революции". Критикуя консерватизм в театре, Мейерхольд строил свой метод работы с актером, основываясь на принципах "биомеханики", связанных с конструктивистскими установками. Он призывал к отказу от живописно-иллюзорных плоскостных декораций, требовал, чтобы эти декорации заменялись конструктивными установками, предназначенными для действия "всесторонне развитых актеров". При оформлении спектаклей вместо холста и красок применялись дерево и металл, вместо костюмов прозодежда, вместо бутафории - реквизит, составленный из подлинных вещей. Утверждая вслед за Мейерхольдом принципы конструктивизма, Шестаков строил единые установки, трансформирующиеся с помощью смены деталей, состоящие из станков, площадок, лестниц. Художник стремился найти новое архитектурное решение сценического пространства, освободить сцену от украшательства и иллюстративности. В целом ряде постановок - "Человек-масса" Толлера (1923), "Доходное место" Островского (1923), "Озеро Люль" Файко (1923), "Спартак" Волькенштейна (1923), "Эхо" Билль-Белоцерковского (1924), "Воздушный пирог" Ромашова (1925) -Шестаков вырабатывал новые формы сценического оформления спектакля, которые, несмотря на некоторую рациональность, сухость, открывали перспективы для дальнейшего развития декорационного искусства. Впоследствии, вспоминая о своей совместной работе с Мейерхольдом, Шестаков писал: "Этот период научил меня решать спектакли в объемно-пространственной форме, учитывая объем сцены, трехмерную фигуру актера, научил чувствовать динамику действия, владеть ритмом и пространственной композицией" Пройдя через увлечение конструктивизмом Шестаков обращается к многообразию живописных и графических форм. Однако суровая, лаконичная простота остается основой стиля художника. "Мишура на сцене - бедность мысли" - таково его кредо. Осмысленная жизнь каждой детали на сцене вот к чему стремится Шестаков. Основываясь на живописно-объемном принципе оформления, он создает интересные декорации к спектаклям: "Хорошая жизнь" С. Ама-глобели (1934, МХАТ 2-й), "Начало жизни" Л. Первомайского (1936, МХАТ 2-й), "Васса Желез-нова"* (1936, Театр им. МОСПС). В 1937 году Шестаков был назначен главным художником Всесоюзной сельскохозяйственной выставки и оформил главный павильон. С 1946 года Шестаков - главный художник Московского театра им. Ленинского комсомола. Оформляя в этом театре постановки "Семья" Попова (1949), "Полковник Фос-тер признает себя виновным" Вайяна (1952), "Мужество" по роману Кетлинской (1955), "Вишневый сад" Чехова (1954) и другие, Шестаков; неизменно расширял круг выразительных средств своего искусства, умело включал в ансамбль изобразительного решения и всего действия спектакля пейзаж. Художник не прерывал связи с другими театрами. В его оформлении в театре им. Вл. Маяковского шел "Круг" Моэма, в Студии киноактера - "Смерть Пазухина" Салтыкова-Щедрина и "Мандат" Эрдмана. Работы Шестакова не раз удостаивались золотых медалей на международных выставках. Многие годы Шестаков занимался живописью. Он писал главным образом пейзажи, но при жизни никогда не выставлял их ("Сосны", 1926; "В поле", 1925; "Апрель", 1938; "Дождь", 1946 и др.). Очень значительной была педагогическая деятельность Шестакова как профессора Государственного института театрального искусства им. А. В. Луначарского и Московского государственного художественного института им. В. И. Сурикова. Он руководил театрально-декорационным отделением Московского художественного училища памяти 1905 года. М.А.Ocтpoвский |