![]() |
||
|
||
Варма Р.В прошлом веке Индия, находившаяся под беспощадным гнетом английской колониальной политики, переживала самый трагический период своего существования. Национальная культура и искусство Индии находились в упадке. С середины прошлого века, под влиянием освободительной борьбы, британская администрация вынуждена была основать в Калькутте, Мадрасе и других крупнейших индийских городах художественные школы. Однако национальное искусство в них полностью игнорировалось. Обучение здесь было организовано но европейскому образцу. Школы готовили художников и ремесленников для работ, проводимых колонизаторами. В этих условиях развивалось творчество Рави Варма(1848-1906). Варма родился в Килиманаре. Сын раджи, он получил блестящее европейское образование и с детства занимался рисованием. Его первым учителем был английский портретист Теодор Днесон. Увлекшись портретной живописью, Варма, будучи в Англии, делал многочисленные копии с работ Гейнсборо и Рейнольдса, что, несомненно, оказало определенное влияние на формирование его таланта. Вернувшись на родину, Варма стал писать в духе английского академизма портреты и картины на различные мифологические и древнеиндийские классические литературные сюжеты. Картины художника пользовались огромной популярностью. И, несмотря на определенную салонность и театральность, они были значительным явлением в индийском искусстве. Содержащаяся в них идеализация индуизма и старины, кастового строя, воспринималась зрителями как одна из форм протеста против колониального режима. Изучая индийскую культуру, жизнь своего народа, Варма неизбежно сталкивался с бедностью и нищетой, царящими в стране. Это невольно заставило его обратиться к иной тематике, и среди произведений художника молвились работы, героем которых стал бедняк, неимущий и обездоленный человек. Обращение к бытовому жанру, к изображению жизни простого народа явилось новым этапом в творчестве художника. В жанровой картине Вармы "Нищая" , несмотря на ее сентиментальность, нельзя не увидеть попытку правдивого изображения социальной темы, определенную критическую направленность. Сюжет картины подсказан художнику самой действительностью. Индийская женщина с тремя маленькими детьми зарабатывает на жизнь пением на улице. На лице ее глубокая скорбь. Наиболее удался Варме образ девочки, сидящей у ног матери. Ее худенькое личико с огромными и грустными глазами - воплощение недетского горя. Творчество Рави Варма не имело прямых продолжателей. Произведения этого художника хранятся сейчас в музеях Майсури, Мадраса и Бароды. М.А.Ocтpoвский |