![]() |
||
|
||
Клейнер И.А. Он"Он" - это космическое состояние мерзости в плесени. Он - это бррр, это нечто бесформенное, но обладающее конкретным содержанием и специфическим выражением русского лица, ибо нигде в мире Он так не размножается и не произрастает, как только на нашей национальной почве. Он не имеет ни имени, ни возраста, ни паспорта. Он вообще ничего не имеет, кроме одного ничтожного, почти мизерного свойства: Он все это начинает иметь, когда внешние условия переводят его всеобщее состояние в индивидуальные формы жизни. Тогда Он может становиться Галиной Ивановной или Виталием Сюсюкаловым, президентом или бомжом, продавщицей Нюрой или администратором гостиницы. Он может занимать промежуточное положение между мужским и женским началами или быть и тем, и другим. Двойственное положение является самым любимым его состоянием, поскольку оно рождает и троичность, и четверичность его собственного воспроизводства и оправдания. Именно эта бесконечная форма множественного присутствия одновременно, именно эта потрясающая способность персонализировать свое состояние на индивидуальном уровне делает Она почти мистическим и мифическим злом. Он никогда не сделает добра, но поговорить о добре и идеалах Он очень любит. Он ностальгирует по ушедшему времени, ненавидит настоящее и традиционно верит в светлое завтра. Неудивительно, что выражение его лица - это гремучая смесь рабского и хамского, холопской зависимости и мещанского чванства на фоне постоянно существующей внутренней агрессивности. Он - это симбиоз ехидства крысы Шушары и чесночного оскала булгаковского Шарикова. В условиях жизни современного общества уйти от Она практически невозможно. Он на генетическом уровне переползает от одного поколения в другое, ему всегда вольготно дышится, когда нам плохо, и наоборот. Обладая "необщим выражением лица", Он становится глобальной эпидемией в переломные периоды истории, парализуя этнос и его культуру. Он наиболее заметен в присутственных местах, когда его Эго выходит из камеры личного затворничества на подиум публичного обозрения. Он - это актер, который не может существовать без своего театра. Он никогда не скажет: "Возможно, я не прав", - ибо Он всегда прав. Сомнения, раздумья, признание правоты другого - не для Она. Когда иной депутат Государственной думы говорит с трибуны, то на самом деле не депутат, а Он, который пристроился сзади выступающего и имеет его публично, на глазах у всех. Тогда перед нами не свобода волеизъявления, не истинная боль за сотни и тысячи обездоленных и униженных людей, но разгул эмоционального, речевого поноса Она. Когда Он впадает в малиновый ор, вопя обитателям палаты № 6, что "завтра вы все рехнетесь", или когда Он таскает за волосы депутатскую самочку, то ведь этот выпендреж с политическими бубенчиками делает Он. Именно Он входит в сына юриста и делает с ним то, что делает голодный солдат на сеновале с первой попавшейся бабой. И чем больше орет и краснобайствует в телевизионном шоу тот или иной радетель за народное счастье, тем он больше и мощнее получает оргазм от Она. Весь наш политический раздрай происходит от Она. Я заметил, что когда в России наступает "КОГДА", то на авансцену выходит Он, подавляя и узурпируя останки человеческого в человеке. Недавно мой добрый товарищ Владимир Мукусев рассказал мне о своих последних встречах с Оном. Когда в конце апреля природа неожиданно одарила москвичей и околомосквичей невероятно теплой погодой, в точку "А", находящуюся в 37 километрах от центра златокаменной, вышел мой друг. Именно в это же время в эту же точку непонятно откуда вступила нога Она. От Она пахло перегаром, потом и дезодорантом. Блеклые глаза пришельца были сдвинуты в кучку. С ними нельзя было встретиться ответным взглядом: происходило адекватное содружественное косоглазие. Он предложил Владимиру провести все хозработы на дачном участке. Он обещал качество европейского уровня в максимально короткое время. Володя попросил показать ему сертификат, удостоверяющий качественное проведение работ. Или каталог фирмы Она. Обижаешь, хозяин, вымолвило красное место, где у нормальных людей должно быть лицо. Сдаем под ключ. Гарантия - мое слово. Не надо под ключ, вздохнул Володя. Давай забор поставим, снова наседал Он. Не надо мне ничего ставить, прошептал Владимир Викторович Мукусев. Давай тротуар проведем от ворот до крыльца, не унимался Он. Не надо ничего проводить, прорычал Владимир Викторович Мукусев, кандидат исторических наук, один из ведущих и опальных тележурналистов СНГ, автор остро полемичной и болевой книги "Разберемся", поведавшей нашему современнику горькую правду о начале, расцвете и гибели передачи "Взгляд" на российском телевидении. Не может быть, чтобы человеку ничего не было надо. Человеку всегда что-нибудь надо. Без "надо" нам никак нельзя. Когда... Вот на этом месте, когда прозвучало "когда", Вовчик не выдержал и сдался. Хорошо, всхлипнул он, видишь пять небольших лежащих бревен. Распили их и сложи аккуратно в поленицу у стены. Не боись, Вован-корефан. Все будет в полном ажуре. Только сейчас отобедаем у твоей императрицы и в бой. Управимся за два часа, - победоносно просипел Он, глотая набежавшую слюну. Три Она отобедали. Проработали час. У бензопилы полетела цепь. Он сказал, что работа будет продолжена завтра. Наступило завтра и послезавтра. Двадцать дней лежит на мокром бревне искалеченная пила в ожидании, когда же придет Он. Третьего дня Владимир опять повстречал Она, двоюродного брата первого Она, в телогрейке и кедах на босу ногу. Из кармана Она торчала газета "Завтра". Всемирная любовь и антисемитская тоска, настоянные на утреннем денатурате, покачивали Она из стороны в сторону. "Викторович, сышь, выговорить не могу, сышь, Виктыч, че надо? - прохрипел радостно и омерзительно Он. Че, так и не че? Понял. Лады. Не гони волну. Меня нет. Но утром я у тебя". Пришло утро, и вместе с ним Он. "Виктыч, че надо?" - так же радостно, как будто и не было вчера, спросил Он. Чувствуя, что ему не отделаться на здрасьте от Она. Володя сказал: "Я привожу в порядок дачный участок. Видишь кучу мусора и железа у забора, ее надо вывезти на машине. Сможешь сделать?" Через час по расхлябанной от весенней топи дороге на дачу въехал КАМАз. Он въехал, если не считать, что при повороте к мусору, как ножом срезал выложенную из кирпича правую колонну ворот. Не останавливаясь, машина вошла в крутой вираж, смяла под себя три саженца и влезла почти по оси колес в грязь. Он выскочил из кабины, зачем-то ударил несколько раз ногой по заднему скату, затем влез в машину и газанул так, что ошметки прошлогодней травы, битого кирпича и щебня просвистели в воздухе такой картечью, которая была подстать картечи на Багратионовских флешах при Бородинской битве. Но если там был наступающий француз, то здесь были окна старой соседней дачи. Когда рассеялся сизый дым и стихла озверевшая пробуксовка, машина до половины ушла в землю. "Хотел как лучше, а вышло как всегда", - голосом Черномырдина сказал Он, закуривая "Беломор", удивительным образом становясь похожим на бывшего министра обороны СНГ генерала Грачева после поражения наших войск в Чечне. "Мать твою так!" замычал Мукусев, содрагаясь от обиды и негодования. "Не боись, Виктыч, мы че-нибудь придумаем", - задумчиво сказал Он. И задумался в позе роденовского "Мыслителя" на пять часов. Никакие вселенские бури и коллизии человеческого бытия не тревожили его согбенное тело и маленький бледный лобик в эти мгновения вечности. Он спал. Вечером, очнувшись, Он ушел на станционный переезд, пригнал другой КАМаз, зацепив его тросом за задний мост осевшей машины и ... рванул. Но здесь опять произошла маленькая неувязочка. Тот, кто должен был буксировать застрявшую машину, не учел, что в другой кабине сидел Он, который, вместо того чтобы включить задний ход, выжал сцепление первой передачи. Все, что составляло верхнюю часть машины, - кабина, кузов и сам Он, - осталось стоять на месте, а вырванный мост, шесть колес и оси, выхлопная труба и карданный вал вылетели из ямы, качнув на развороте оставшуюся часть ворот. Реакцию Володи и его жены Татьяны я опускаю. Сегодня утром раздался звонок в мои двери. На пороге стоял Он. "Хозяин, вызывали чинить кран?" - спросил задумчиво Он, прикуривая мятую сигаретку дрожащими пальцами. И. Клейнер. 2010 |