![]() |
||
|
||
И.А. Клейнер. ПаузаЛитературная слава не обошла порог его сердца. Романы, повести, стихи его буквально сметались с полок книжных магазинов, ими зачитывалась вся Россия на протяжении последних пятидесяти лет. По его книгам ставились кинофильмы, пьесы, а рассуждения его литературных героев о смысле жизни, о правде и лжи, предназначении человека в нашем суетном мире будоражили общественное сознание точно так же, как молодые дрожжи, вброшенные в заквас будущей браги. Ведущие мастера художественного слова считали за честь читать его стихи с эстрады. Достать лишний билетик на такие концерты практически было невозможно. Его острые афоризмы буквально становились крылатыми выражениями в кругах интеллигенции. Вот, например, несколько из них: "Хитрость это развитый ум дурака". "Война это слабость сильных мира сего". "Если женщина надевает фату, значит, собирается снять платье". "Если ты знаешь больше одной рифмы к слову "звезда" ты настоящий поэт". "Не бойся браться за трудные дела. Запомни: Ковчег сделали любители, а "Титаник" профессионалы". "Дураки бывают двух видов: одни не думают, что говорят, а другие говорят всё, что думают". "Выбросить бы всё из головы, да жалко окружающую среду". "Любовь, которая не бывает взаимной, это любовь к Родине". "Демократия это когда народ выбирает себе слуг, а не хозяев". "Падая духом, не зашиби ближнего своего". "Самогон наш враг, гоните его". "Жене надо говорить только правду и только с три короба". "Некоторые люди убеждены, что они пробились наверх, хотя на самом деле они просто туда всплыли". "Несгибаемость свойство характера, присущее больному радикулитом". "Совесть как хомяк. Или спит или грызёт". Интеллектуальная сила этих афоризмов настолько заворожила меня, что я мог бы приводить их и приводить ещё и ещё. Но будет! Сейчас главное для меня не потерять основную мысль в повествовании об этом воистину удивительном человеке. А рассказать мне есть о чём, поверьте на слово. Обычно с наступления ранней весны и до глубокой осени мой писатель с семьёй проживает на подмосковной даче примерно в 20 километрах от столицы. Места там офигенные: чистейший воздух, высокие сосны-великаны в обрамлении кустарников, небольшая речушка, протекающая по центру писательского посёлка, пение птиц по утрам, церквушка на пригорке и благостная тишина, сошедшая с небес на землю. Как говорится, работай не хочу. Правда, в последние годы уютный ландшафт этой писательской обители, берущей своё начало ещё с тридцатых годов прошлого века, нарушают вычурные и помпезные коттеджи и замки так называемых "новых русских", которые за огромнейшие деньги скупают земельные участки, уродуя своими новоделами окружающую среду. И нету против них ни закона, ни управы. Что хотят, то и воротят. А литфонд трусливо на всё это безобразие смотрит сквозь розовые очки и молчит. Никакие письма, жалобы, статьи в газеты со стороны интеллигенции о всё усиливающемся нашествии современных янычар на него не действуют. Я бы не стал затрагивать эту больную тему, если бы реальная опасность лишиться своей скромной дачи не угрожала моему писателю и его семье. Статья в "Новую газету" известной журналистки и правозащитницы Лидии Графовой, публикация заметки самого писателя в той же газете остались без ответа со стороны московских властей. И что самое поразительное полное молчание наших маститых писателей. Я уже не говорю, что на моё обращение лично к президенту России с просьбой не трогать и оставить в покое классика русской литературы и его семью до сегодняшнего дня так и нет реакции. И всё-таки не пал духом мой друг, он сохранил себя до 80 лет под обломками развенчанных иллюзий. Сегодня он как никогда осознаёт, что именно власть чиновников и её тупость даёт представление человечеству о бесконечности. Но самым удивительным было то, что мой друг, который ранее, в молодые годы, мог полностью отдаваться литературному труду, проводя за письменным столом по 12-14 часов в день, сегодня практически отошёл от писательского дела. Да, да, вы не ослышались: за последние годы им не написан ни один роман, ни одна повесть, если не считать нескольких стихотворений. На мой вопрос, почему он ничего не пишет, мой друг как-то отстраненно отвечает, что не пишется. Конечно, я понимаю, что перенесённый им инфаркт миокарда выбил его из седла, да и возраст уже не тот. Как говорится, "не до жиру быть бы живу". Но ведь болезнь уже далеко позади, а он всё время находится в духовной прострации. Да, я понимаю, что возраст даёт о себе знать, 80 лет это вам не 20 и не 30, когда душа охвачена протуберанцами вдохновения, вершину которого озаряет красота исповедального, провиденциального слова писателя. При наших встречах я неоднократно пытался приводить моему другу примеры из жизни выдающихся личностей в мировой истории, которые и в преклонном возрасте продолжали творить, создавая свои бессмертные произведения: Микеланджело, Леонардо, Гёте, Шагал, Пикассо. Причём энергетический выхлоп и духовная наполненность их творений были ничуть не ниже, чем в молодые годы. Более того, именно после шестидесяти лет их творчество достигло такой высоты, такой умудренности и просветленности, которые на порядки превосходили всё ранее созданное ими. Я приводил ему в пример того же писателя Бориса Васильева, который и в 80 лет продолжал ежедневно трудиться. Однажды я спросил его: Скажи, а ты знаешь, сколько лет было знаменитому руководителю прославленного ансамбля танца Игорю Моисееву, когда он ушёл из жизни? Где-то около ста лет, ответил мой друг. Ему было 102 года. А ведь он продолжал работать почти до последнего дня. Скажи, в каком возрасте покинул землю художник-карикатурист Борис Ефимов? Более ста лет. Правильно, ему было 108 лет. Но он до последнего вздоха продолжал работать. И это при том, что его искусство карикатуриста практически было невостребованным в послевоенные годы. Но он писал небольшие натюрморты, пейзажи и дарил их своим близким и знакомым. Что ты говоришь, не может быть, широко раскрыв глаза и качая головой, искренне удивлялся мой друг. А я продолжал далее: Ответь, сколько лет было библейской Саре, когда она впервые родила? Запамятовал. Подскажи. Ей было 99 лет. Ну, это прекрасная мифологема, улыбнулся писатель, прикуривая сигарету. А впрочем, почему бы и нет, тут же опровергая самого себя, ухмыльнулся он. Именно Библия, самая мудрая книга на свете, полна подобных волшебных притч и сказаний, которые нам кажутся неправдоподобными, а на деле как раз наоборот. Коль скоро у нас речь зашла о Библии, я хочу напомнить тебе один потрясающий факт. Моисей вывел еврейский народ из египетского плена, когда ему исполнилось... 80 лет. Столько же лет, как и тебе. И водил он свой народ по пустыне ровно 40 лет. И умер он в 120 лет. Причём, заметь, шагал он не по асфальту, а по раскалённой пустыне, в сандалиях на босу ногу, часто полуголодный, под нещадно палящим солнцем. А чем ты хуже Моисея? Нет, ты не улыбайся, а только вдумайся: большой писатель подобен Моисею, когда он ведёт по чистому листу бумаги своим пером, увлекая за собой многомиллионного читателя в неведомую страну, в которой он может обрести дыхание подлинной свободы и красоты. Ну, ты загнул, дружище, хмыкнул писатель, разливая дорогой французский коньяк в рюмки. Я и Моисей нет, это уже слишком. Не льсти мне. И вот в этот самый момент в дверном проёме появилась русоволосая красавица жена писателя Тина. Она подошла к мужу и, заговорчески улыбнувшись, нежно прошептала: Это невозможно! сказала Причина. Это безрассудно! заметил Опыт. Это бесполезно! отрезала Гордость. А ты попробуй! шепнула Мечта. Спасибо, родная, но что мне делать, если не пишется. Мне порой кажется, что всё уже было сказано и каждое моё слово есть не что иное, как излишнее повторение ранее написанного. Милый, ну сколько раз я тебе повторяла, сойди ты со своего камня, перестань напоминать окружающим седого и уставшего акына, не взирай на людей своим всевидящим и умудрённым взором. Не можешь писать рассказы, повести, романы возьмись за мемуары. Ведь у тебя было столько встреч с замечательными и выдающимися людьми за твою долгую жизнь. Поверь, читателю это будет очень интересно, да и ты через эти воспоминания обретёшь былое вдохновение и интерес к жизни. Только не молчи и сойди со своего постамента. Дорогая, запомни, мемуары это предисловие к некрологу, улыбнулся писатель, нежно целуя руки жены. Вот и запиши этот афоризм. Записал и считай, что день твой не зря прожит. Да я даже название для новой рукописи не могу придумать, устало произнёс писатель. О, мой акын, не смеши меня, расхохоталась Тина. Я хочу тебе напомнить, что название своего знаменитого романа "Идиот" Фёдор Михайлович Достоевский придумал, когда выходил из казино в Баден-Бадене, где в очередной раз проиграл всё до копейки. И, пожалуйста, брось так много курить, ты же себя гробишь! Ах, дорогая, я давно понял, что жизнь это Баден-Баден: не знаешь, когда выиграешь, а когда проиграешь. А что касается курения, то разреши мне напомнить, что Сибелиус прожил 91 год. Выпивал в день одну бутылку водки и курил. Однажды композитор заметил: "Все врачи, которые говорили мне, что курить нельзя, давно уже умерли". Вот так-то, дорогая, и давай больше не будем об этом. Нет, будем. Ты что, забыл, что недавно перенёс обширный инфаркт? И что с того, перенёс и перенёс, улыбнулся писатель, если слишком рьяно убегать от инфаркта, то ненароком можно догнать и кондрашку. Нет, ты невозможен, утирая слёзы от хохота, простонала Тина, обнимая мужа. Но ведь от возраста не спрятаться и не уйти. Не так ли, милый? Всё так, роднулька. Ты права. Ладно, мужчины, вы здесь отдыхайте, а я пойду готовить обед. Скоро дети должны вернуться из Москвы. Она ушла в дом, а я, закурив "беломорину", произнёс: И всё-таки, мне думается, что каждый новый день, ниспосланный нам Всевышним, есть подарок небес. Значит, мы нужны Ему, Он ожидает от нас добрых дел во имя преумножения красоты и любви в мире. Извини за высокий стиль, но это так, иначе и быть не может. Пусть грамулечку, пусть дольку крохотного своего таланта мы должны возложить на чашу весов. Не отдал, поленился значит, в убыток миру, а через него и собственный ущерб. И выходит тогда, что мы совершили предательство, пусть невольное и даже незаметное, но предательство Завета. Но ведь потом с нас спросится, и спросится по-полной. Что мы тогда ответим Небесному механику, когда он начнёт прокручивать перед нашим взором киноленту каждого дня, каждого мига нашей земной жизни от момента рождения и до последнего вздоха? Да, я понимаю, перебил меня писатель, что по делам нашим и воздаётся нам. Но иногда мне думается, что не только по делам нашим суетным, но прежде всего по мыслям нашим судить нас будут. Не потому, что ты того-то или того-то не сделал, а почему ты не стал тем, кем был задуман по рождению своему. Хочешь маленькую притчу? Давай, коль не в тягость. Слушаю тебя. Однажды к Альберту Эйнштейну приходит молодой аспирант. Великий физик спрашивает того: Скажите, молодой человек, что вы делали сегодня утром? Работал. Хорошо. А днём? Работал. А вечером? Тоже работал. А когда же вы думали? Молодой человек сконфуженно замолчал. Краска стыда залила его лицо. Вот так-то, мой друг. Иногда за внешним, кажущимся безделием сокрыта напряженная работа мысли. От энергичных людей все беды на земле происходят. Точнее от дурной энергетики. Вспомни историю мира, вспомни её завоевателей, её фюреров, наших российских революционеров. Дурная цель рождает всегда дурную энергетику, которая закольцовывается в дурную деятельность оболваненных людей. И так из года в год, из века в век по кругу дурной бесконечности, которая в своём генезисе ничего общего не имеет с истинным предназначением человечества. И совсем другое дело обстоит с разумной энергетикой человека, направленной на ежедневное восхождение по божественным ступеням нравственного усовершенствования человеческой личности. Не надо спасать всё человечество: спаси хотя бы одного человека, и ты спасёшь весь мир. Это не красивые слова, а правда самой жизни в её бурлящей и противоречивой диалектике. Но всегда, в любом действии нужна пауза, передышка. "Ямщик, не гони лошадей", поёт русский народ. "Чуть помедленнее кони, чуть помедленнее", хрипит из занебесья Владимир Высоцкий. Вспомни историю сотворения мира. Всевышнему потребовалось шесть дней для его создания. А вот седьмой день стал для Него выходным. Ему нужно было отдохнуть, прийти в Себя, оглядеться, чтобы произнести: "И это хорошо". Безусловно, на шести днях творение мира не закончилось. Ведь человек был создан по Образу и Подобию Божьему. Бог сделал человека своим соавтором. Не случайно Он доверил человеку дать название всему тому, что Он сотворил. Поэтому строительство мира продолжается непрестанно и по сей день, и вершится оно прежде всего в сердце человека. Послушай, перебил я друга, но ведь и коммуняки не отрицали так называемую "паузу". Вспомни их знаменитый марш "Наш паровоз летит вперёд, в коммуне остановка...". Всё правильно, из песни слова не выкинешь. Но для коммунистов построение коммунистического общества является конечной целью человеческого общежития, которое ничего общего не имеет с Евангельским Благовестием. Для них коммунизм это итог, тупик, за которым для нормального человека никакой нравственной и духовной перспективы. Запомни, коммунизм это безграмотная точка в начале бесконечной фразы человеческой цивилизации. А пауза это всегда перерыв в беспрерывности, она подобна вдоху глотка воздуха между словами молитвы "Отче наш" или моцартовской "Аве Мария". Вообще, я думаю, что пауза в искусстве имеет огромнейшее значение. Уметь держать паузу в том же театральном действии великое дело, и не всякому актёру оно по плечу. Я уже не говорю о шедеврах изобразительного искусства. Вспомни, например, росписи Микеланджело в Сикстинской капелле Ватикана. Вот уж где перед нами царство паузы! Я уже не говорю о великих ораторах древней Греции, которые умели великолепно держать паузу. А возьми тех же любимых тобой импрессионистов. Вот у кого пауза была! Они великолепно понимали, что в незакрашенные краской фрагменты холста активно включалась фантазия зрителя, который невольно становился их додумывателем. Другими словами их невидимым соавтором. Да и сама природа немыслима без паузы. Вспомни, например, как перед грозой или бурей природа как бы на миг замирает, погружаясь в тишину, чтобы через несколько мгновений обрушить на мир шквал ливня и ветра. Звери залезают в норы, птицы прячутся в деревьях и кустарниках, человек спешит укрыться под навесом. Я думаю, что в самой паузе происходит некое накопление энергии, которая через какое-то время может изменить привычный нам окружающий мир и даже исказить его до неузнаваемости. А что такое "чёрные дыры", как не паузы во вселенной, в которой пространство и время слились в неразрывное единство? Но я в этом вопросе дилетант, об этом ты можешь порасспросить своих друзей, философа Александра Кацуру и академика Михаила Штеренберга. Они тебе порасскажут такое о паузе, отчего твоя голова пойдёт кругом. Кстати, вновь я перебиваю друга, разливая вино в бокалы, давай спустимся с небес на землю. Ты знаешь, о чём я сейчас подумал? Есть писатели, художники, поэты, мыслители, которые признание за труды свои получили ещё при своей жизни. А есть и такие, признание к которым приходит после их смерти. Причин такому прижизненному забвению множество, как субъективного, так и объективного характера. И тем не менее, рано или поздно тайное становится явным, и они получают общественное признание, мир как бы заново открывает для себя их имена и деяния. Что это как не пауза в нашем социуме, разрыв, надлом в нравственном и эстетическом освоении мира? Тогда мы начинаем рвать волосы на себе, стенать и клясть судьбу за собственную слепоту. Но поезд ведь давно ушёл, а те, кто должен был получить должное ещё при своей жизни, так и не получили его, уйдя в безвестность. И тем не менее, тем не менее, проходит время, и трава забвения расчищается лопатой совести, и пауза уступает место праведному Слову. Ты прав, к сожалению, мир устроен именно так. Любое нравственное прозрение требует паузы. Чуть помедлив, писатель заметил: Ты знаешь, о чём я сейчас подумал? В самом слове "пауза" есть две буквы "ау". Они ничего не говорят твоему воображению? А ты припомни, как люди аукаются в зарослях леса, придя в него собирать ягоды и грибы. Ну, это я так, к слову. А если серьёзно, то без паузы невозможно никакое движение ни в жизни, ни в самой природе. Вот ты и моя императрица упрекаете меня в том, что я ушёл в затвор, ничего не пишу. А кто вам сказал, что, гуляя каждый день по несколько часов по дачному участку, я ничего не пишу? Нет, как раз я пишу, и пишу так, как ранее не писал. Правда, мои слова не облекаются в письменные знаки, но от этого они не перестают быть мыслями. Если бы ты знал, какие мысли в эти часы отдохновения посещают мою голову, с какой интенсивностью они рвут моё сознание, ты бы не только удивился, но был бы поражён. Про ночные раздумья я уже не говорю. Именно на грани жизни и нежизни, на пороге перехода в иную реальность человеческая сущность испытывает такую сверхмощную интеллектуальную нагрузку, которой она не знала до этого. Здесь уже внешние сюжеты, так называемые мозговые придумыши не идут ни в какое сравнение с одной-единственной реальностью, сутью которой являешься ты сам. Именно ты и Бог над тобой, а не вымышленные литературные герои, есть главные персонажи твоей ненаписанной книги. А вот о чём я думаю пусть это останется тайной. Держать ответ за своё молчание я буду, когда встречусь с Ним. Верю, что Он поймёт меня и не осудит. Запомни, друг, прежде чем душа покинет тело и переместится в иные, Светлые Миры своего бессмертного существования, т.е. в ноосферу, нужна пауза. Но за твоё пожелание работать спасибо! P.S. Вечером того же дня мне позвонила Тина. Срывающимся от волнения голосом она прошептала в трубку: Илюша, сегодня вечером я зашла в кабинет мужа. На столе я увидела листок бумаги и перечёркнутую запись нашего акына: "Только в России есть формулировка незаконные бандформирования". А внизу, под ней другая: "Однажды Федя Достоевский зашёл на огонёк к Саше Пушкину". Правда, здорово, а? И. Клейнер. 2010 |