![]() |
||
|
||
И.А. Клейнер. Не так все простоПочти всем нам известны начальные строки поэмы "Евгений Онегин". Вот они: Мой дядя самых честных правил, На первый взгляд, всё ясно и просто. Но это на первый взгляд. Давайте не будем забывать, что перед нами гениальное творение. Попробуем вместе разобраться в этой "простоте", но только при одном условии: ничего от себя не приписывать Пушкину. Пойдём точно за его мыслью. Итак, первая строчка: Переведём на язык прозы. Перед нами честный человек, и не просто честный, а наичестнейший, он "САМЫХ честных правил". Записываем: честный человек, а лучше наичестнейший человек. Далее: Не просто прихворнул, скажем простудился, а серьёзно заболел. Соединяем: Очень честный человек серьёзно заболел. А вот третья строчка весь предыдущий смысл опрокидывает, делает его непонятным: Что это значит и как это понимать? Честный и порядочный человек не может уже по одному определению кого-либо заставить себя уважать. Тогда это уже будет другой, не честный человек. Трудно себе представить немощного, серьёзно больного человека, который вдруг решил использовать некую внешнюю силу в качестве орудия принуждения своих близких, родных, домашней прислуги. Но даже если на секунду представить, что это и так, то перед нами человек, у которого произошёл "сдвиг по фазе", выражаясь нашим фигуральным языком. Тогда бы поэт так и сказал. Но этого у него нет, а придумывать, приписывать то, чего нет в поэтической реальности, дело негожее и пустое, тем более когда речь заходит о гениальном поэте, который в ответе за каждое слово, за каждую запятую. Что касается четвертой строчки, то здесь всё предельно ясно: это авторская ремарка, это полуироничная оценка "стороннего" наблюдения, человека за сценой. Так в чём же дело? А дело всё в том, что во времена Пушкина уже существовали крылатые выражения. Третья строчка как раз и есть такое выражение. Когда люди ХIХ века говорили, что какой-то человек "уважать себя заставил", это имело точно такой же смысл, который вкладывает современный человек в крылатые выражения типа "сыграл в ящик", "зажмурился", "ушёл туда, откуда не пишут писем", "приказал долго жить" и т.д. То есть, дядя просто умер. Вот при таком подходе, при таком прочтении действительно всё становится на свои места. Последующий же текст есть авторская ретроспекция. Однажды кто-то воскликнул, глядя на картины Ильи Ефимовича Репина: "У вас всё так просто!". Великий мастер тут же парировал: "Потрёшь раз со сто и будет просто". Любая простота в творениях гениальных людей это прежде всего каторжный труд или... небесный поцелуй. Из так называемой "простоты" Пушкина произошло соединение несоединимого у поздних поэтов России. Читаем у Мандельштама: Только опираясь на гениальную "простоту" Пушкина, тот же любимый мною Мандельштам смог соединить невозможное в возможном: Талант это то, что не укладывается в традиционную лексику. Это нечто. Это свой синтаксис. Это ты, и никто другой. Это Божественное. И всё от него, от Пушкина пошло. Помните пастернаковские строчки: Февраль. Достать чернил и плакать, Только опираясь на поэзию пушкинского гения, я с годами смог написать: Твоя любовь письмо без адресата Или: Твои следы, как сломанные скрипки, Или: Горит звезда кремлёвская над нами, Действительно, "Пушкин это наше всё!". И. Клейнер. 2010 |