Художник Илья Клейнер
О художнике | Работы | Фото | Видео | Отзывы | Библиотека | Обратная связь

Илья Глазунов

Илья Глазунов

Глазунов Илья Сергеевич - русский живописец и график. Говорят, что ни один из современных художников, кроме Ильи Глазунова, не смог бы, как он, заполнить своими картинами 11 000 квадратных метров одного из самых больших в мире выставочных залов - Манежа. Именно там в конце 1999 года проходила его персональная выставка, которая состояла из четырех больших разделов. В первом экспонировались исторические полотна, во втором - цикл картин, посвященных Достоевскому и русской классической литературе, в третьем - лирическая серия "Город". Четвертый, самый большой раздел, составляли портреты.

Высокопрофессиональный, бесконечно влюбленный в Россию художник-реалист Илья Глазунов создал целую галерею портретов выдающихся людей уходящего столетия. Более того, он в своем грандиозном полотне "Мистерия XX века" попытался создать коллективный образ всей эпохи. Причем когда в брежневские времена его попросили заменить на полотне образ опального писателя Солженицына портретом главы ЦК КПСС Брежнева, Илья Глазунов наотрез отказался. А ведь недоброжелатели и сейчас часто называют его "придворным" художником.

Илья Сергеевич Глазунов родился 10 июня 1930 года в Санкт-Петербурге (тогда Ленинграде). Война застала его семью на даче под Ленинградом. Позже художник вспоминал: "Мы шли и шли, затерянные среди тысяч и тысяч таких же людей. Беженцы несли самые неожиданные предметы. Я нес в рюкзачке Наполеона, маленькую фарфоровую скульптурку, которую мне подарили недавно в день моего одиннадцатилетия". Мальчишкой Илье Глазунову пришлось пережить страшную ленинградскую блокаду, смерть отца, матери, практически всех своих родных и близких. По "Дороге жизни" его вместе с другими детьми вывезли в тыл, в маленькую деревню Греблю под Новгородом.

Вернувшись в освобожденный Ленинград, в 1944 году Илья Глазунов поступил в среднюю художественную школу при Академии художеств. Как вспоминал он позже, огромным событием стало для учеников открытие в 1945 году академического музея античных слепков, где можно было изучать классическую культуру древности. В 1951-1957 годы Илья Глазунов учился в Институте живописи, скульптуры и архитектуры имени Репина, у Б. Иогансона.

С самого начала творческого пути Илья Глазунов пытался воссоздать в своих произведениях не внешние приметы стремительно развивающейся цивилизации, а сложный внутренний мир своих современников и тех, кто жил на Руси в давние времена. Он как бы восстанавливал разрушенную революцией и войной, прерванную страшными сталинскими репрессиями связь времен. В 50-е годы появились его очень лиричные картины "Ленинградская весна", "Любовь". В это же время Илья Глазунов послал на выставку, проходившую в рамках Парижского Всемирного фестиваля молодежи и студентов свою картину "Юлиус Фучик", за которую получил Гран-при. После этого была организована отдельная экспозиция его 80 работ, среди которых были и произведения, посвященные Достоевскому. Несмотря на то что выставку бурно обсуждали в прессе и было много доброжелательных отзывов, Илье Глазунову поставили за дипломную работу "удовлетворительно" и отправили преподавать черчение в провинцию. Тринадцать лет его не принимали в Союз художников. А он стремился сказать правду. Об истории, о России, о современности. Он бывал на БАМе и во Вьетнаме, ездил по Волге, изучал древнерусское искусство. Собрал уникальную коллекцию древних икон, так называемых "черных досок". Одну из них - "Никола в житии" - он увидел подложенной под электродвижок, другие, не менее редкие, были приготовлены на растопку...

В 1955-1964 годы Илья Глазунов создавал свой цикл "Дорогами войны", в котором воплотилась глубокая, трагическая правда страшных военных лет.

Практически всю свою жизнь, начиная с 1956 года, Илья Глазунов работал над своим грандиозным циклом "Русь", посвященным истории родного народа. Он создал незабываемые образы тех, с чьими именами шли в бой солдаты Великой Отечественной,- Александра Невского, Дмитрия Донского, Минина, Пожарского и других. "Обращение к прошлому,- сказал как-то Илья Глазунов,- для меня отнюдь не профессиональная забота археолога. Прошлое - это наше оружие".

Много времени отдал художник работе над темой Куликовской битвы, которую, как признавался сам, ему хотелось увидеть "внутренним взором".

Именно переосмысливая традиции древнерусского искусства, Илья Глазунов начал использовать в своих работах дерево, камень, металл. Первой такой "экспериментальной" картиной стала "Русская красавица". Вспоминая, как родилась идея ее создания, художник рассказывал: "Я был на берегах Волги с художниками. Зашли в одну избу, и вдруг я увидел: как чудо, как перо жарптицы, светится что-то в углу в луче заходящего солнца. Оказалось, что оклад у иконы соткан из речного жемчуга, из каких-то камней, стеклышек. Это чисто национальное изобретение - покрывать такой "одеждой" иконы. Мне захотелось дать новую жизнь этой древней традиции".

В 1970-1990-х годах появились его знаменитые полотна "Мистерия XX века", "Поле Куликово", "Вечная Русь", "Моя жизнь".

О людях, которые волею судьбы оказались в "горячих точках" XX века, повествуют графические и живописные серии Ильи Глазунова "Чили" (1969, 70-е годы) и "Никарагуа" (1983).

В своих многочисленных портретах Илья Глазунов стремился выявить не только характер, но и как бы идеальную сущность тех, кто ему позировал. Наиболее известны портреты Ф. Феллини (1963), И. Ганди (1973), У. Кекконена (1974), В. Высоцкого (1984) и др.

Глубоко переосмысливал Илья Глазунов и произведения классической русской литературы - книги Достоевского, Толстого, Некрасова, Мельникова-Печерского и других.

Чистые и возвышенные, с широко распахнутыми, ясными глазами детские, женские лица стали своеобразным лейтмотивом всего творчества Илья Глазунова. С особой любовью, трепетом писал он портреты своих близких - жены Нины, которая долгие годы была его большим другом и помощницей, детей - Вари и Вани.

Илья Глазунов выполнил несколько довольно сложных монументальных композиций. Наиболее известная - "Вклад народов Советского Союза в мировую культуру и цивилизацию" - с 1980 года украшает здание ЮНЕСКО в Париже. В 1983 году Илья Глазунов оформил спектакль "Сказание о невидимом граде Китеже" Н. Римского-Корсакова, поставленный в Большом театре.

Более десяти лет Илья Глазунов является ректором Российской академии живописи, ваяния и зодчества.

Когда у Ильи Глазунова спросили о его прогнозах на новый век, он сказал, что "уверен - XXI век справится со всей гнилью и кровью века насущного". А в искусстве возьмет верх "то, которое будет отображать тайну души художника, воспринимающего гармонию Божьего мира".

Бoгдaнoв П.С., Бoгдaнoвa Г.Б.




Выставка работ
Портрет
Декор-стиль
Пейзаж
Кабо-Верде
Натюрморт
Мозаика
Жанровые
Тема любви
Love-art
Религия
Соц-арт
Различные жанры
Памяти Маркиша
Холокост
Книги
Улыбка заката
На сквозняке эпох
Поэмы, рассказы
Кто ты, Джуна?