|
||||
Поль ГогенГоген Поль Эжен (1848-1903) - французский живописец, график, скульптор. Приход XX века Поль Гоген встречал на острове Таити, который, можно сказать, стал его второй родиной, местом, где он хотя бы на время мог обрести душевное спокойствие. Незадолго до этого, в 1899 году, во Франции экспонировалась выставка его картин, и один из ее устроителей продал девять полотен за совсем незначительную сумму, которой даже не хватало, чтобы вырыть возле хижины колодец. Гоген страшно бедствовал, у него ухудшалось зрение, была одышка, его мучили боли в ноге. "Черный сон мои дни затопил по края",- писал он в одном из своих стихотворений. Однако великий французский художник сам научился преодолевать посланные жизнью испытания. Возле своей хижины, крышу которой объедали крысы и где все его рисунки портили тараканы, он разбил цветник, создал прообраз земного рая. Из Франции не слали денег, но зато могли прислать семена ирисов, гладиолусов, георгин, которые вместе с богатой таитянской растительностью вправду напоминали райский сад. Гоген старался создать рай не только вокруг себя, но и в своей душе. Одна из его таитянок Пахура вновь забеременела и родила сына Эмиля. И этого было достаточно для того, чтобы он опять начал писать картины, очень гармоничные, безмятежные. Именно в это время появилось его знаменитое полотно "Материнство", которое находится теперь в Музее изобразительных искусств в Москве, и "Две таитянки" (сейчас в нью-йоркском музее Метрополитен). Они звучат как настоящий гимн свету, жизни, молодости. Не верится, что их мог написать больной, измученный нищетой и долгами художник. Гоген был из тех, кто душой не принимал буржуазное общество. В поисках вдохновения он обращался к искусству стран Древнего Востока, Древней Греции, первобытных народов, а потом вообще уехал подальше от цивилизации, на остров Таити в Океании. Гоген пытался разгадать таинственный смысл явлений, пробовал воплотить в образах утопическую мечту о гармонии, единстве человека и природы, он всю жизнь старался обрести земной рай. А родился Эжен Анри Поль Гоген 7 июня 1848 года в Париже в семье редактора либеральной газеты "Насьональ". В это время был свергнут король Луи-Филипп и установлена Вторая Республика. Почти все Гогены были садоводами или коммерсантами. А в роду у матери были даже пламенные революционеры. Семья Гогенов вместе с Полем вскоре поплыла в Южную Америку, но не успели они сойти на берег, как отец умер. В Перу мать вместе с детьми принял дядя, который жил богато, Даже роскошно. В 1855 году ПоЛь с матерью вернулись во Францию, в Орлеан, где он учился в пансионе, однако буквально бредил "потерянным раем" Перу, украшал резьбой рукоятки ножей и часто повторял: "Согласно легенде, Инка явился прямо с солнца - я туда и возвращусь". В конце концов он устроился на торговое судно учеником лоцмана, а после смерти матери стал матросом и плавал по многим морям и океанам. По совету своего опекуна Ароза Поль выучился на биржевого маклера, а в свободное время вместе с его дочерью занимался искусством. В 1873 году Поль Гоген решил жениться на гувернантке дочери богатого промышленника, очень оригинальной и немного грубоватой датчанке Метте-Софи Гад. В это время вместе с художником Шуффом он уже посещал академию Коларосси. Метте вскоре родила ему сына Эмиля. Огромное влияние оказал на Гогена Писсарро. Это он приучил его говорить иногда: "Я бросил все!" - и заниматься искусством. Гоген отрешился от окружающего его мира, много рисовал, начал лепить и даже отдал перевести в мрамор вылепленный им из глины бюст Метте, которая уже ждала третьего ребенка. Свои работы Гоген посылал на выставки импрессионистов, он играл и выигрывал на бирже. Как только у Гогена появились деньги, он украсил свой сад розами редких сортов и начал собирать картины Писсарро, Ренуара, Моне, Сислея, Сезанна и других. Жена не понимала его и считала это простой расточительностью. Наконец, Гоген ушел из конторы и решил полностью посвятить себя живописи. Тогда Метте с двумя детьми уехала в Данию. А Гоген со своим сыном Кловисом остался в Париже, где ему пришлось голодать, даже нищенствовать. В одном из своих писем он сообщал: "Холод леденит меня физически и морально, мне все начинает казаться уродливым". В 1886 году Гоген некоторое время работал в Понт-Авене, а потом вместе с Ван Гогом в Арле. Брат Ван Гога Тео помогал ему сбывать картины. Гоген стремился воплощать глубокие обобщенные образы. Лучшими из созданных в это время считаются его картины "Видение после проповеди", "Желтый Христос". Ему были близки идеи символизма, и в то же время он и близкие ему художники так называемой понт-авенской школы разрабатывали свою живописную систему. Гоген чувствовал себя отверженным, но бесконечно верил в свои силы. Верил и искал место, где бы он мог обрести свободу. На остров Таити в Океании Гоген уехал в 1891 году. Жители Таити маорийцы сразу приняли его в свою семью. Гоген познавал их быт, нравы и упивался окружающей природой. В своей хижине он развесил на стенах фотографии египетской живописи, фриза в Парфеноне, изображения татуировок жителей Маркизских островов... Здесь, на Таити, Поль Гоген встретил и полюбил совсем юную тринадцатилетнюю девушку Техуру. Позже он сам вспоминал: "Я вновь взялся за работу, в моем доме поселилось счастье: я вставал вместе с солнцем, сияя, как оно само. Золотистое лицо Техуры озаряло радостью и светом и мой дом, и окрестный пейзаж. Все чувства в нас были так изумительно просты! Как прекрасно было по утрам идти вместе купаться к соседнему ручью - так, наверное, шли в раю первый мужчина с первой женщиной. Таитянский рай, наве, наве фенуа..." Раньше он пытался и никак не мог понять душу маорийцев, и старики повторяли ему, что это невозможно. Оставался порог - "мау тера", переступить который можно было только после физической близости. Теперь Гоген все время писал таитянскую девушку - то на пляже, то в кресле, переносил в таитянскую обстановку христианские сюжеты. Тем временем его первая жена Метте приехала из Дании в Париж и, убедившись, что ее муж теперь стал знаменитым художником, даже продала одну из его ранних работ. В картинах, которые Гоген писал на Таити, новое развитие получила его система "синтетизма", которая заключалась в упрощении и обобщении форм и линий, цветовых плоскостей. Многие полотна Гогена напоминают декоративные панно. Его рисунок обобщен и стилизован, композиции монументальны, а изображение часто плоскостно. Всемирную славу принесли Гогену написанные на островах Океании в 1892-1899 годах полотна "А, ты ревнуешь?", "Жена короля", "Сбор плодов", "Женщина, держащая плод" и другие. Красота далекого от цивилизации мира полнокровна и щедра. Сами люди, живущие здесь, напоминают прекрасные цветы и сочные плоды, которыми одаривает их природа. Они умеют жить в гармонии с окружающим миром, и в этом у них есть чему поучиться испорченным цивилизацией европейцам. В творчестве Гогена слышны отзвуки модерна. Именно поиски Гогена и близких к нему художников понт-авенской школы стали основой стиля группы "наби", которая сложилась в конце 1880-х - начале 1900-х годов во Франции (в нее входили Сезанн, Дени, Боннар, Майоль и другие). "Наби" - по-древнееврейски означает "пророк". Эти художники стремились к одухотворению природы, декоративной обобщенности формы, некоторой стилизации. Они пытались привнести в цивилизованный мир безмятежный покой и гармонию, которые в свое время обрел на Таити Гоген. Только на некоторое время, в 1893-1895 годах, возвращался Гоген во Францию. А потом уже до конца жизни оставался на островах Океании. Здесь он писал не только картины, но и книги, создавал свои неповторимые скульптуры. Гоген писал: "Я повсюду на траве расставляю скульптуры. Это глина, покрытая воском. Во-первых, обнаженная женская фигура, потом великолепный фантастический лев, играющий со своим львенком. Туземцы, которые никогда не видели хищников, совершенно ошеломлены". Он видел, что у жителей островов осталось много не совсем приятных, варварских привычек, видел, сколько новых пороков прививают этим наивным людям приплывающие сюда европейцы. Но он вновь и вновь сам воссоздавал пленивший его когда-то рай, сам возводил свой дом наслаждений. Официальной вахиной (любимой) для него теперь была четырнадцатилетняя Мари-Роз Ваэохо, но кроме нее в его дом приходили многие местные девушки. Одному из своих друзей он писал в это время: "Чертовы греки, которые все понимали, недаром выдумали Антея, который восстанавливал свои силы, прикоснувшись к Земле. Земля - это наша животная суть, верьте мне". Своеобразным итогом всех творческих поисков "полинезийского изгнанника" можно считать созданное в 1897 году панно "Откуда мы, кто мы, куда мы идем?", на котором как бы переосмыслены сюжеты и образы многих его картин, сконцентрирован образ всей человеческой жизни. Панно имеет размер 4,5x1,7 метра и сейчас находится в Бостонском музее изящных искусств. Умер Поль Гоген, возможно, самый неподражаемый из всех художников, 8 мая 1903 года. В одном из последних своих писем другу он сообщал: "Я повержен, но еще не побежден. Разве побежден индеец, который улыбается под пытками? Право, дикари лучше нас. Ты был не прав, сказав мне однажды, что я ошибаюсь и я не дикарь. Нет, это так и есть: я дикарь. Цивилизованные это чувствуют, потому что в моих произведениях удивляет, озадачивает именно это "невольное дикарство". Вот почему мне и нельзя подражать". Бoгдaнoв П.С., Бoгдaнoвa Г.Б. |