Художник Илья Клейнер
О художнике | Работы | Фото | Видео | Отзывы | Библиотека | Обратная связь

Ле Корбюзье

Ле Корбюзье
Ле Корбюзье

Ле Корбюзье (1887-1965)- французский архитектор, теоретик архитектуры, живописец, дизайнер. "Самым великим" и "самым нелюбимым" архитектором XX столетия Ле Корбюзье называли не только при жизни, но и после смерти. Люди долго привыкают ко всему новому, даже если создано оно исключительно для их же блага. А между тем именно Ле Корбюзье разработал теорию воссоздания "очищенных" от деталей предметных форм, так называемого пуризма. Он верил в то, что общество можно усовершенствовать, рационально преобразуя структуру города и жилища, развивал идею "города-сада". Именно он создал систему гармонических величин, которая основывается на пропорциях человеческого тела, так называемый модулор, и предложил ее как исходную в строительстве и художественном конструировании. Одной из главных заслуг Ле Корбюзье считается то, что в 1926 году он сформулировал свои знаменитые "Пять отправных точек современной архитектуры", которые прекрасно иллюстрировал созданный им в 1926 году план перестройки Парижа "Вуазен" и другие его проекты этого времени:

  1. Дом должен устанавливаться на опорах, чтобы внизу продолжалась зеленая зона.
  2. Планировка дома должна быть свободной - внутренние перегородки могут размещаться по-разному.
  3. Несущая фасадная стена или, более точно,- фасад должен оформляться в зависимости от гибкой планировки.
  4. Обязательным является ленточное окно, в которое сливаются оконные проемы. Таким образом, не только улучшается освещение помещений, но и формируется геометрический рисунок фасада.
  5. Наверху должна быть плоская крыша-терраса с садом, которая как бы возвращает городу зелень, которую забирает объем здания.

Ле Корбюзье был очень разносторонней творческой личностью. Он успевал делать и настенные росписи, эскизы скульптурных композиций и даже ковров. Он верил в то, что архитектура способна творить чудеса.

Настоящее имя Ле Корбюзье - Шарль Эдуард Жаннере. Он родился 6 октября 1887 года в швейцарском городе Ла-Шо-де-Фон в семье часовщика-гравера. Сначала будущий архитектор хотел продолжать семейную традицию, но зодчество настолько увлекло его, что он оставил освоенное им ремесло и занялся добычей необходимых ему знаний. Ле Корбюзье, пожалуй, единственный из известных архитекторов XX века, который не имел специального профессионального образования. Зато он много путешествовал, посещал музеи, подолгу засиживался в библиотеках. Архитектуру он изучал глубоко и системно. Главным же для него всегда оставалось общение с ведущими архитекторами-практиками. В 1910-1911 годах Ле Корбюзье, тогда еще - Жаннере, посчастливилось работать в мастерской Петера Беренса в Берлине, где он познакомился и подружился с одним из основоположников функционализма Вальтером Гропиусом.

Когда в 1916 году Ле Корбюзье поселился в Париже, он устроился на службу управляющим на заводе строительных материалов. Его другом в это время стал французский художник Амеде Озанфан, под влиянием которого Ле Корбюзье сам увлекся живописью. В 1918 году был опубликован написанный им манифест "После кубизма", где он и сформулировал основные принципы нового течения в живописи, так называемого пуризма.

Французское слово purism происходит от латинского "чистый". Пуристы как бы противопоставляли себя кубистам и представителям других авангардистских течений, которые в начале века пробовали в своих произведениях деформировать, искажать натуру. Пуризм предполагал не искажение, а упорядоченную передачу устойчивых, "первичных" элементов. Натюрморты Ле Корбюзье 20-х годов чаще плоскостны. Они строятся на гармоническом сочетании контуров и силуэтов однотипных предметов. В живописи Ле Корбюзье предметное начало всегда взаимодействует с абстрактным.

Имя "Ле Корбюзье" впервые появилось на страницах литературно-художественного журнала "Эспри Нуво" ("Новый Дух"), который в 1920-1925 годах архитектор издавал вместе с художником Озанфаном. Такую фамилию носил один из предков матери великого архитектора.

Только в 1922 году Ле Корбюзье смог позволить себе уйти с завода и вместе с двоюродным братом Пьером Жаннероном открыл в Париже проектную мастерскую.

Еще в 1914 году, выдвигая идею дома с ячейками (Дом-Ино), Ле Корбюзье стал, по существу, автором проекта первого пригодного для серийного производства каркасного дома.

"Пять пунктов" архитектуры воплотились в "городах-садах" Льеже и Пассаке близ Бордо (1926).

Причем, разрабатывая свои проекты, Ле Корбюзье учитывал даже климатические условия. Так, он писал: "Климат в Пассаке очень сухой. Серые бетонные дома производят гнетущее впечатление плотной массы, которой не хватает воздуха. Цвет в состоянии дать нам пространство. Поэтому некоторые фасады окрашены желтой охрой. Фасады других домов мы заставили "отступить" с помощью чистого ультрамарина. Мы "растворили" некоторые в зелени садов и деревьев, окрасив фасады зданий в бледно-зеленый цвет".

Не все проекты Ле Корбюзье были осуществлены. Так, предложенный им в 1927 году на международный конкурс проект здания Лиги Наций в Женеве, хотя и набрал наибольшее количество голосов, был объявлен вне конкурса лишь потому, что не был вычерчен китайской тушью. Первым реализованным проектом общественного сооружения стало для Ле Корбюзье здание Центрального союза потребительских обществ СССР, построенное в 1929-1935 годах. Здесь стеклянная "навесная стена" фасада превращена в огромный экран, в котором отражается вечно изменяющееся небо. Это здание по праву считают самым поэтичным из всех сооружений функциональной архитектуры.

В 30-е годы Ле Корбюзье начал внимательно изучать традиционное народное жилище. Стремясь добиться единения архитектурных сооружений с природой, он сам своими проектами опровергал свой же лозунг: "Дом - это машина для жилья". Еще недавно восторгавшиеся зданиями Ле Корбюзье представители функционализма презрительно назвали выстроенный по его проекту из дерева и камня дом Эррасурис в Чили "искусством для искусства".

Во время Второй мировой войны Ле Корбюзье жил на не-оккупированной территории Франции и занимался живописью и теоретическими исследованиями. В это время вышли в свет его книги "На перепутье" (1941), "Судьба Парижа" (1941), "Дом человека" (1942), "Афинская хартия" (1943).

В 1945 году Ле Корбюзье изобрел универсальный измерительный масштаб - модулор, который был основан на средних размерах человеческого тела, а также на "золотом ряду" ("золотой ряд" - это ряд чисел, где каждое последующее равно сумме двух предыдущих).

Первый дом, рассчитанный с помощью модулора, был построен в Марселе в 1947-1952 годах. Сам дом стоял на столбах-опорах, в нем было 337 двухэтажных квартир, крыша-палуба с садом, детский сад, бассейн, спортзал и т. д.

В 1950-1955 годах по проекту Ле Корбюзье была построена капелла в Роншане, в 1957-1959 - монастырь Ла-Туретт возле Лиона, в 1956-1959 - Национальный музей западного искусства в Токио, в 1961-1964 - Центр искусства в Кембридже, в 1961-1965 - Дом молодежи и культуры в Фирмини-Вер.

"Большое искусство живет бедными средствами",- не уставал повторять Ле Корбюзье и, отказываясь от форм и приемов традиционного зодчества, активно использовал в своих проектах его основные средства - ритм, пропорции, масштабность. Он упразднил шкалу значимости зданий и считал, что дом может выглядеть как дворец, а дворец как дом. В зданиях, спроектированных Ле Корбюзье, никогда не было излишней помпезности. Как отмечал один из исследователей его творчества Д. Саймондс, он проектировал "не места и не предметы", а эмоции.

Умер Ле Корбюзье 27 августа 1965 года. Но до сих пор построенные по его проектам здания остаются своеобразным камертоном развития архитектуры. И если в 50-60-е годы исследователей архитектуры в работах Ле Корбюзье интересовала, прежде всего, пластическая свобода, то теперь все говорят о "классической" подоснове его творчества. В каждом проекте Ле Корбюзье гармонично сосуществуют два начала - строгий рационализм и, как сам он говорил, "пластическая страсть". Именно поэтому архитектура Ле Корбюзье и теперь остается современной.

Бoгдaнoв П.С., Бoгдaнoвa Г.Б.




Выставка работ
Портрет
Декор-стиль
Пейзаж
Кабо-Верде
Натюрморт
Мозаика
Жанровые
Тема любви
Love-art
Религия
Соц-арт
Различные жанры
Памяти Маркиша
Холокост
Книги
Улыбка заката
На сквозняке эпох
Поэмы, рассказы
Кто ты, Джуна?