Художник Илья Клейнер
О художнике | Работы | Фото | Видео | Отзывы | Библиотека | Обратная связь

Клод Моне

Моне Клод Оскар (1840-1926) - французский живописец. Поражаясь тому, как точно переданы на полотнах Моне самые тонкие нюансы световоздушного пространства, один из французских критиков на полном серьезе писал: "Ученый смог бы определить по Моне, сколько азота и кислорода содержит воздух". Продолжая традиции барбизонцев, Клод Моне научился не только воплощать в красках все самые тонкие изменения окружающей среды, но и сохранять непосредственность, свежесть первого впечатления. Именно от названия созданного им в 1872 году пейзажа "Впечатление. Восходящее солнце" и произошло название "импрессионизм" (от фр. impression - впечатление). В последней трети XIX - начале XX века импрессионизм стал самым распространенным направлением во французской живописи. Импрессионисты стремились воссоздать окружающий мир во всей присущей ему изменчивости. Работая над картинами непосредственно на открытом воздухе, они изумительно точно передавали в цвете текучесть, вибрацию, трепетность окружающей реальности.

В начале 70-х годов критики упрекали Моне в том, что он изображает не сами вещи и явления, а ту среду, через которую они видны. Картины Моне, как и картины его друзей - Ренуара, Дега, Писсарро, не допускались в официальный Салон. В 1874 году молодые художники организовали независимую выставку "Анонимного общества живописцев, художников и граверов", на которой и появилась упомянутая выше легендарная картина Моне. Сначала она называлась "Восход солнца в Гавре", но мотив был настолько неопределенен, что брат Огюста Ренуара Эдмон, который составлял каталог, попросил Моне изменить название. На вернисаже любивший насмешливый тон критик газеты "Шаривари" Луи Леруа, увидав столь странное название - "Impression", тут же дал соответствующее прозвище всем выставлявшимся художникам. Вслед за ним название "импрессионисты" использовал и довольно благожелательно настроенный к художникам критик-демократ Кастаньяри. Через некоторое время новое слово уже попало в энциклопедии. Клод Моне родился 14 ноября 1840 года в Париже в семье бакалейщика. Второго своего ребенка родители сначала назвали Оскаром. В 1845 году семья переехала в Гавр, отец открыл там лавку, а дети смогли наслаждаться видами моря, наблюдать полную движения жизнь морского порта. Еще будучи учеником, будущий художник с увлечением рисовал шаржи на учителей и товарищей. Тогда же начал ставить эту подпись: "Клод Моне". Через некоторое время Клод уже продавал свои карикатуры, а к девятнадцати годам смог скопить приличный капитал.

Пейзажист Эжен Буден, увидав карикатуры Клода Моне в витрине окантовщика, предложил молодому человеку учиться. Как вспоминал позже сам Клод Моне, именно благодаря Будену он "по-настоящему понял природу и в то же время научился любить ее".

В 1859 году Моне поехал в Париж, где начал заниматься в Свободных художественных мастерских - так называемой Академии Сюиса, которую открыл разбогатевший натурщик. Там он познакомился и подружился с Камилем Писсарро. Часто бывал Моне в "Кабачке Мучеников", куда приходили Гюстав Курбе и другие художники-реалисты, поэт Шарль Бодлер, известный критик Эдмонт Дюранти.

В 1860 году Клоду Моне пришло время на семь лет идти служить в армию. Во Франции в то время брали на службу не всех, а только тех, на кого выпадал жребий. Отец предлагал Клоду откупиться, но при условии, что сын вернется и будет помогать ему в торговле. Клод отказался, два года служил в Алжире, а потом, заболев лихорадкой, вернулся на родину. В это время он познакомился с голландским художником Йонкин-дом, который поразил его тем, что даже в маленьких акварелях умел давать целостную картину мира.

Некоторое время Моне работал у Тульмана, потом у Глейера, где подружился с Базилем и Ренуаром. Молодые художники учились у Глейера и сдавали экзамены в Школе изящных искусств. Клод Моне, который с самого начала привык писать не в мастерской, а на открытом воздухе, очень неохотно изучал точный, тщательный рисунок и классическую композицию. Как вспоминали друзья, даже в Лувр Ренуар затащил его силой.

В 1863-1864 годах Моне впервые увидел произведения Эдуарда Мане. Особенно впечатлил его выставленный в Салоне отверженных "Завтрак на траве". После того как Глейер закрыл свою мастерскую, Моне с Базилем целое лето писали с натуры в Онфлере, а потом вместе сняли мастерскую в Париже. В 1866 году появился пейзаж Моне "Терраса в Сент-Адрес", где скорее всего изображены отец художника и его тетушка Лекадр, которая в свое время очень много ему помогала. В этом пейзаже впервые была использована не совсем обычная, высокая, как бы парящая точка зрения, сверху вниз, которую позже сам Моне использовал в городском пейзаже 1873 года "Бульвар Капуцинов". Такой взгляд был необходим Моне, как и другим импрессионистам, чтобы показать фигуры как бы погруженными в окружающее их пространство.

В 1865 году Клод Моне, когда удача только начала ему улыбаться, познакомился с восемнадцатилетней дочерью богатого буржуа Камиллой-Леонией Донсье. Вместе они поехали в Шайи, где Моне начал работать над большой картиной, которую он, как и Эдуард Мане, назвал "Завтрак на траве". Для нее позировала Камилла. Здесь Моне использовал особое рассеянное освещение (по-французски "sous-bois" - "под деревьями"). Это неоконченное полотно Клод Моне был вынужден оставить у хозяина в качестве залога за неуплату. Приехав в Париж, Клод буквально за четыре дня написал портрет Камиллы, известный под названием "Дама в зеленом". Отношения Клода с Камиллой послужили основой для сюжетной линии в романе Эмиля Золя "Творчество". Правда, после выхода этой книги в 1886 году на писателя обиделись почти все друзья его молодости, особенно Сезанн и Моне.

Клод скрывал от родных свои отношения с Камиллой. Только в 1870 году между молодыми был заключен брачный договор. Их сыну Жану к тому времени было уже три года.

Едва заключив брак, Моне был вынужден покинуть Францию, так как началась франко-прусская война. Пожив в Англии, Голландии, он вернулся и поселился в маленьком городке Аржантейле, расположенном на Сене недалеко от Парижа. Здесь он много писал и был по-настоящему счастлив. Именно в 1873 году появились его лучшие полотна - "Сирень на солнце", "Поле маков" и др. Чтобы писать пейзажи прямо на воде, Моне по примеру Добиньи сделал себе лодку-мастерскую. Однако деньги, которые достались Камилле после смерти отца, скоро кончились, и семья начала бедствовать. Сохранились отчаянные письма, которые посылал Моне своим друзьям в Париж. Эдуарду Мане 28 июня 1875 года он писал: "Не могли бы Вы послать мне с обратной почтой двадцать франков? Это помогло бы мне на четверть часа..."

Осенью 1876 года Камилла, которая уже ждала второго ребенка, тяжело заболела. Некоторое время семья жила в Париже, где Моне успел написать свою знаменитую серию - собрание впечатлений "Вокзал Сен-Лазар". Потом Моне переехали в городок Ветейль. В 1878 году родился второй сын, Мишель-Жак, а в сентябре 1879 года Камилла умерла. Одному из своих друзей Клод Моне рассказывал позже: "...стоя у изголовья скончавшейся женщины, которая всегда была мне очень дорога, я поймал себя на том, что, глядя на ее трагический лоб, машинально искал следы последовательно нарастающих изменений колорита, которые смерть вызвала на этом лице..."

В отношениях импрессионистов между собой всегда существовало как бы два полюса: один - Писсарро, любивший поучать и привлекший в их ряды Гогена, а позже Сера и Синьяка, другой - Моне, который вместе с Ренуаром в 1880 году даже отказался участвовать в выставке импрессионистов. Дега находился как бы в стороне.

Еще в 70-е годы творчеством Моне заинтересовалась семья Гошеде, заказавшая ему два панно для дома в Монжероне. Однако в 1878 году Эрнест Гошеде разорился и уехал в Париж, оставив в своем доме в Ветейле жену Алис с пятью детьми вместе с Клодом Моне, его умирающей женой Камиллой и их двумя маленькими сыновьями. Алис была рядом с Клодом Моне в самое трудное для него время - конец 70-х - начало 80-х годов. Она помогала ему ухаживать за женой и детьми.

В начале 80-х годов Дюран-Рюэль взялся продавать картины Клода Моне. И уже в 1883 году Моне перебрался со своей теперь уже весьма многочисленной семьей в новый дом в Живерни. Разбогатев, Моне не забывал о своих друзьях. Так, он одолжил большую сумму Писсарро на покупку дома.

Для Клода Моне начался самый плодотворный период его творчества. Он много путешествовал, часто писал морские пейзажи. Наиболее известны из них - "Скалы в Фекане" (1881), "Обрыв в Дьепе" (1882), "Ворота Маннпор в Этрета" (1883), "Скалы в Бель-Иль" (1886). Причудливые очертания скал и бьющееся о них сверкающее море передавали внутреннюю взволнованность, смятение, а порой и неуверенность, которые не оставляли Клода Моне в это время. Поселившись в Живерни, Моне начал писать окрестные пейзажи, добиваясь того, чтобы с помощью мелких раздельных мазков чистого цвета, дополненных различными тонами, точно создавать ощущение вибрации воздуха и света. Именно в это время появилась его серия "Стогов", написанных в разное время суток, при разной погоде. Поэт Малларме написал Моне в 1890 году: "Я был так ослеплен вашими "Стогами", что ловлю себя на том, что с нынешнего дня я смотрю на природу только через вашу живопись".

Произведения Клода Моне начали завоевывать мир. В. Кандинский, увидев один из вариантов "Стогов" у себя на родине, в России, был потрясен тем, что "предмет исчез в картине". "Стога" - это одна из первых живописных серий Клода Моне, в которых он создавал образ мира таким, каким его можно было увидеть, а не таким, каким он виделся. В 1891 году появилась серия из одиннадцати картин "Тополя", в которой ощущался новый стиль модерн. В 1895 году все были поражены 20 композициями на тему "Руанский собор". В 1900-м появилось 25 панно "Нимфеи, пейзажи воды", в 1904-м - 38 видов Лондона, а в 1912-м - 29 видов Венеции.

Сам Клод Моне вспоминал, как у него возникла идея писать серии. Однажды он работал на натуре и вдруг заметил, что освещение очень сильно изменилось, и он попросил дочь сбегать за новым холстом.

Лучшей из его серий считаются "Руанские соборы". В конце XIX века французское общество как бы заново открывало готику. Каждому французу, который посещал храм хотя бы по праздникам, была известна та неповторимая игра цвета и света, которая создается благодаря пучкам солнечных лучей, попадающих внутрь через цветные стекла витражей. Моне снял комнату в доме напротив главного фасада собора и наблюдал за ним на протяжении нескольких месяцев 1892 и 1893 годов. Он попытался заворожить зрителей теми же цветосветовыми живописными эффектами, которые давали витражи. В "Руанских соборах" изменяется не только колорит полотен, но и сама композиция. В картине "Утро" фасад под воздействием холодных тонов как бы отступает вглубь, а в композиции "С первыми лучами солнца", наоборот, как бы приближается. В "Полдне" собор словно парит над землей, в "Вечере" растворяется в тумане. Когда смотришь на картины этой серии, кажется, слышишь величественную музыку органа.

Хорошо известны написанные Клодом Моне в начале XX века многочисленные виды Венеции, Лондона.

Последние годы Клод Моне провел в Живерни, где разбил удивительный по красоте сад, разводил цветы, создал ряд прудов и бассейнов. После смерти его второй жены Алисы о Клоде Моне начала заботиться его приемная дочь Бланш, которая вышла замуж за Жана - сына Моне от первого брака.

В 1910-1920-е годы художник создал серию панно "Нимфеи", которую называют Сикстинской капеллой импрессионизма. По мысли художника, 14 панно с изображением прудов должны были украшать стены отдельного зала в музее Оранжри, находясь в центре которого зритель мог бы ощутить себя как бы посреди водной глади.

Умер Клод Моне 6 декабря 1926 года. Через год после смерти Клода Моне, в 1927 году, этот зал был открыт для осмотра.

Бoгдaнoв П.С., Бoгдaнoвa Г.Б.




Выставка работ
Портрет
Декор-стиль
Пейзаж
Кабо-Верде
Натюрморт
Мозаика
Жанровые
Тема любви
Love-art
Религия
Соц-арт
Различные жанры
Памяти Маркиша
Холокост
Книги
Улыбка заката
На сквозняке эпох
Поэмы, рассказы
Кто ты, Джуна?