|
||
Нагель ОттоОтто Нагель (1894-1967) - немецкий живописец и график. Когда в Германии пришли к власти фашисты, Отто Нагелю было запрещено не только выставляться, но и работать. В 1937 году его арестовали и бросили в концлагерь. А он, пережив тяжелейшие испытания, выйдя на свободу, продолжал писать давно задуманную серию "Виды Берлина". В 1940 году он организовал у себя в мастерской выставку, на которой все увидели более 300 пастелей с видами Берлина, однозначно воспринятые как протест против фашистского варварства. К сожалению, большинство этих пастелей погибло во время войны. Тесно связанный с революционной деятельностью, Отто Нагель, который в свое время сотрудничал с К. Кольвиц и Г. Цилле, как и они, способствовал становлению демократических реалистических тенденций в немецком искусстве предвоенного времени. Скупость колорита, асимметрия, жесткий контурный рисунок и другие приемы экспрессионизма стали для Отто Нагеля исключительным средством для показа нелегкой жизни простых людей, тех, кого нещадно эксплуатировало буржуазное общество. Отто Нагель родился в Веддинге 27 сентября 1894 года в многодетной семье. Его отец был простым столяром. Учиться рисовать Отто начал самостоятельно. А потом подружился с выдающимися немецкими художниками Г. Цилле и К. Кольвиц, которые, как могли, помогли в становлении его таланта. Во время революции 1918 года немецкая интеллигенция создала Рабочий Совет по делам искусства, на выставке которого и показал Нагель свои первые произведения. Тогда он еще работал освинцовщиком на заводе в Берлине, однако после организации стачки его уволили. Так Отто Нагель стал свободным художником и начал пропагандировать пролетарское искусство среди народа. В 1924-1926 годах в Берлине организовывались так называемые выставки в магазинах. Инициатором их проведения был Нагель. В это же время он провел выставку своих работ в берлинском кабачке "Зенгерхейм". Так жители рабочего района смогли увидеть себя как бы со стороны. Многие портреты Нагеля начала 20-х годов воспринимались как портреты-обобщения. Например, "Больной мужчина", "Юбиляр", "Человек с бельмом на глазу". Образы эти очень экспрессивны. Нагель как бы специально упрощал, а иногда искажал, огрублял форму. В этих работах ощущается модное в начале века стремление к примитиву. В 1924-1925 годах Нагель побывал в Советском Союзе и задумал серию картин, в которых хотел показать жизнь простого берлинского рабочего от рождения до смерти: "Первые шаги", "Поиски работы", "Суббота", "Скамейка в парке перед приютом для престарелых", "Погребение урны". Нагель пробовал создать новую форму - полиптих и написал серии объединенных в общее целое картин - "Трактир в Веддинге", "Семья из Веддинга". Перед началом Второй мировой войны Нагель успел запечатлеть виды Берлина, воплотить на полотне сюжеты из жизни берлинских рабочих. Он организовал в Москве выставку работ Кете Кольвиц, а потом, уже после войны, занялся пропагандой творчества Генриха Цилле. После 1945 года Нагель продолжил работу над серией "Виды Берлина". Только теперь его Берлин лежал в развалинах, а люди самоотверженно воссоздавали его. После войны Нагель сделал много портретов-типов - новых героев нового времени. Это пионеры, крестьяне, рабочие. В 1958 году Нагеля избрали президентом Немецкой академии искусств в Берлине и почетным членом Академии художеств СССР. А 12 июля 1967 года его не стало. Портреты, созданные им, поражают точностью психологических характеристик. Нагель умел передать настроение, а иногда, кажется, и саму судьбу человека в его позе, жесте, во взгляде. Он умел передавать сам дух того неспокойного, до осязаемости живого времени, в котором ему пришлось жить. Бoгдaнoв П.С., Бoгдaнoвa Г.Б. |