![]() |
||
|
||
Шагал Марк ЗахаровичШагал Марк Захарович (1887-1985) - белорусский и французский живописец и график. Современники говорили, что Марк Шагал "привез в Париж свой волшебный Витебск". Он, один из самых остросубъективных художников XX века, проживший на свете почти целое столетие, до самой смерти помнил и воспевал свое провинциальное детство, дивные витебские предместья, которые казались ему центром Вселенной. Он умел мечтать и видеть сны, умел претворять эти сны в образную явь. Именно потому, встретив однажды в Витебске и полюбив свою незабвенную Беллу - Беллу Розенфельд, Шагал написал в 1914 году знаменитую картину "Над Витебском". Это полет двух влюбленных, двух свободных людей. Над старыми деревянными домиками, над приевшимся бытом, над Землею. Это удивительное, космическое чувство невесомости, испытать и передать которое способен только по-настоящему влюбленный человек. Белла, которая происходила из богатой буржуазной семьи, была удивительно тонкой, артистичной натурой, она как никто понимала Маэстро, стала его женой и при этом оставалась его Музой, она разделяла с ним его бесконечные полеты во сне и наяву. Марк Шагал родился 6 июля 1887 года в Белоруссии, на окраине Витебска, которая называлась Песковатйки (еще недавно местом рождения Шагала ошибочно считали местечко Лиозно), в еврейской семье. Позже он вспоминал: "Мать рассказывала мне, что, когда я появился на свет, город охватил огромный пожар, и, чтобы нас с матерью спасти, кровать, в которой мы оба лежали, переносили с места на место". И часто добавлял: "Может быть, поэтому я постоянно взволнован". Отец Марка Шагала всю жизнь проработал грузчиком при продуктовом складе. Мать, которая была главной в доме, родилась в Лиозно. Дед Марка Шагала был резником, и у него в сарае сохли шкуры убитых животных. В семье было девять детей. В тринадцать лет он поступил в третий класс русской школы. Мечтал стать то скрипачом, то танцором, то певцом, то поэтом. Но однажды одноклассник показал ему свою копию иллюстрации из журнала "Нива", и он, восхитившись, взял в библиотеке том "Нивы" и сделал копию с портрета композитора Рубинштейна. Потом Шагал учился в художественной школе под руководством Ю. Пена. В Петербурге он попытался поступить в Училище технического рисования барона Штиглица, однако неудачно. В 1891- 1899 годы с небольшими перерывами жил в Париже. Вернувшись в Петербург, занимался в школе Общества поощрения художеств, а потом в частной студии Званцевой. Здесь его учителями стали Л. Бакст и М. Добужинский. В 1910 году Шагал снова поехал в Париж, где сблизился со знаменитым французским поэтом и критиком Гийомом Аполлинером и с его кружком литераторов и художников. В 1914-1922 годах Шагал жил в России. В 1916 году его назначили в Витебске уполномоченным по делам искусств. В подчинении Шагала были музеи, художественное образование и театр. Он стал одним из основателей художественного училища и музея в Витебске. В 1922 году уехал в Берлин, а в 1923 - во Францию. В годы Второй мировой войны путешествовал по городам Америки, а потом более сорока лет прожил во Франции. Более восьмидесяти лет он творил картины, гравюры, сценографические макеты, витражи и мозаики. Написанная в 1908 году "Малая гостиная" Шагала отличается экспрессивным рисунком и очень интенсивным, "фовистским" цветом. Парижские картины Шагала "Я и деревня", "Россия. Ослы и другие" (1911) очень горячо восприняли увлеченные кубизмом Аполлинер и Сандрар. Шагаловский "Портрет поэта Мазина" (1911-1912) - это образ, воплощающий новую эстетику наступившего века, которую не принимали любители утонченного и изысканного. Шагал умел превращать бытовые явления в чудеса. Именно так воспринимается созданная им в 1911 году картина "Рождение ребенка", построенная на резких геометрических контрастах света и тени. В начале Первой мировой войны, когда Шагал жил в Витебске и выезжал оттуда в Петербург и Москву, он имел возможность наблюдать картины тыловой солдатской жизни. Серии "солдатских" этюдов Шагала - это приговор развязанной всеевропейской бойне. Шагал, конечно, женился на Белле, и у них родилась дочь Ида, и, переполненный глубокими чувствами, он создавал пейзажи и интерьеры с портретами Беллы и маленькой Иды. Витебск, который в ранних парижских картинах Шагала как бы разлетался на осколки, в 1914 году "опустился" на землю, собрался воедино. Одной из самых известных работ этого времени считается полотно "Продавец газет". В этот период Шагал начинает создавать целые серии символических портретов "красных" и "зеленых" евреев, пишет разноцветных раввинов, головы "голубых" и "зеленых" любовников. Иногда кажется, что сами краски диктуют художнику сюжеты. В 1915 году родилась картина "С днем рождения!", где влюбленные, находясь в обычной городской комнате, вдруг ощущают невесомость и воспаряют над будничной реальной жизнью. Именно Белла дала Шагалу возможность ощутить сладость единения земного и небесного чувства. Тема полета, парения влюбленных над миром стала одной из главных в творчестве художника. Творец и его Муза, Жених и Невеста, возносясь над землею, постигают тайны бытия. Менялось время, и все более более тревожными становились полотна Шагала. В 1938-1943 годах был написан "Час между волком и собакой", в 1947 - "Автопортрет с часами", где по комнате мечется "кукушка", а перед художником на мольберте-зеркале возникает трагическое Распятие. В 1930-1940 годах Витебск с маленькими деревянными домиками и каменными церквями стал на картинах Шагала своеобразной эмблемой, знаком, как и средиземноморский замок Сен-Поль, как и Эйфелева башня. Марк Шагал был автором очень оригинальных иллюстраций к "Мертвым душам" Н. Гоголя (1923-1927), Библии (1931- 1936), панно для Московского камерного еврейского театра (1920), росписи плафона парижской "Гранд-оперы" (1964). Умер Марк Шагал 28 марта 1985 года. А через два года "Литературная газета" опубликовала его письмо "Моему родному Витебску", которое было написано в 1944 году. В нем есть такие строки: "Я не жил с тобой, но не было ни одной картины, которая бы не отражала твою радость и печаль". Бoгдaнoв П.С., Бoгдaнoвa Г.Б. |