Художник Илья Клейнер
О художнике | Работы | Фото | Видео | Отзывы | Библиотека | Обратная связь

Радищевский музей. Экспозиция советского времени

Планомерное комплектование музейного собрания стало возможным лишь в советское время. И хотя наблюдение текущего художественного процесса облегчает собирательство произведений современного искусства, перед музеем и здесь встают значительные трудности: известно, как легко ошибиться в оценке всякого нового явления. В музее мы хотим видеть произведения высокого художественного уровня, отражающие существенные черты времени, духовный мир личности.

Экспозиция советского искусства, в сравнении с другими разделами, наиболее подвижна. Новыми произведениями непрерывно пополняется коллекция, лучшие из них попадают в музейные залы.

Музей ставит перед собой задачу - по возможности дать более полное представление о развитии советского искусства, разнообразии творческих исканий советских художников.

Стремление к глубинному постижению жизни, общественных проблем побуждает зрителей искать и ценить в произведении искусства не только интересную или злободневную тему, но его мировоззренческий смысл, выражение того, что называют духом времени, многогранность, неоднозначность суждения о действительности.

Именно выражение духа времени заставляет зрителей подолгу останавливаться у "Портрета старого кооператора" кисти замечательного русского советского живописца С.В.Малютина. Этот портрет попал в музей не так давно: полуосыпавшийся, с глубокими трещинами красочного слоя, очень темный и невзрачный, он вновь обрел свое истинное лицо только после долгой работы художников-реставраторов.

Творчество С.В.Малютина сформировалось в дореволюционное время. Участник передвижных выставок, он был в числе тех художников, кто сохранил живые традиции русского демократического искусства. Портрет кооператора - образец углубленного познания конкретной личности. Перед нами один из деятелей трудного послереволюционного времени. Большое портретное сходство кажется несомненным, а достижение его, видимо, было очень важно для художника. Направленный на зрителя взгляд сосредоточен и серьезен, в нем - проницательность, ум. Аскетическая строгость общего решения, точная правда характера приобретают значение факта, документа времени, сохраняющего по сей день дыхание ушедшей в прошлое суровой и деятельной эпохи.

Произведения С. В. Герасимова, Н. П. Крымова - мастеров старшего поколения - несут в себе традицию большого реалистического искусства, и традиция эта живая, богатая, она согрета собственным творческим постижением мира. Произведения этих художников - золотой фонд советского искусства, школа мастерства и подлинной гражданственности для современного художника.

"Зима" С.В.Герасимова неизменно входит в экспозицию советского отдела, она полюбилась зрителям. Типичен зимний пейзаж средней полосы России - дорогое художнику Подмосковье, ставшее для него олицетворением Родины. Пригорки и ложбины, полосы лесов и рощ. Пейзаж как бы предстает глазам путника, в нем - движение и постоянство. Ни одного яркого пятна. Ничто не нарушает мягкой гармонии голубовато-серых снегов, подернутых морозной дымкой еловых перелесков. Поэтому так действенны теплые тона, сопутствующие изображению коричневой деревенской лошадки, привычно бегущей по проселочной дороге. Кажется, слышишь в тишине поскрипывание снега, ощущаешь свежесть морозного воздуха, легкое скольжение саней.

"Геркулесом русской живописи" назвал А.В.Луначарский живописца И.И.Машкова. В его мастерской во ВХУТЕМАСе важным считалось наличие физического здоровья как основы душевной бодрости, жизнестойкости. Ощущением красоты окружающего мира полны работы И.Машкова. К числу замечательных полотен художника относится "Натюрморт с женской фигурой" из собрания Радищевского музея. Полнозвучная симфония красок, форм, преизбыточное чувство жизни, ее красоты - так ли уж нейтральны натюрморты Машкова по отношению к его времени? Чувство прекрасной новизны мира - разве не имеет оно прямых выходов в революционную действительность?

Есть картины, которые с течением времени приобретают все большую значимость, в них глубоко затронут нерв современности. Таков "Женский портрет", написанный в 1922 году К.Н.Истоминым. Трудно представить себе художника более цельного, глубоко понимающего свое искусство. Наследие Истомина не так велико. Требовательность к себе, вдумчивость ощущается в живописной наполненности его произведения. В традиционной форме станковой картины он ищет возможность выразить новое содержание.

Истомин ощущает напряженность духовной жизни современника, внутреннюю глубочайшую перестройку человека, свидетеля и участника революционной эпохи. Никаких внешних примет времени, быта нет в портрете. Строгий отбор изобразительных средств придает ему значительность. При кажущейся простоте, даже аскетичности цветовая структура портрета богата и сложна. "Фигура является как бы кристаллом пространства, и это особенно придает драматизм композиции" - так объяснял В. Ф. Фаворский особенности воздействия работ К. Н. Истомина.

Не только для старых центров - Москвы и Петрограда, но и провинциальных городов 1920-е годы стали временем необыкновенной интенсивности творческой жизни. В Саратове были организованы Свободные художественные мастерские, где работали талантливые художники-преподаватели. Проводилось множество разнообразных выставок, в том числе - ученических и самодеятельных. С одной стороны - искание новых тем, новых форм претворения современности, тесных контактов с новым зрителем, с другой - "перед искусством взвилась гордая и смелая мечта изменить самый лик жизни". Проектируются памятники в осуществление ленинского плана монументальной пропаганды, расписываются клубы, огромными панно украшается праздничный город, В.М.Юстицкий проектирует движущийся мост через Волгу.

Присланный в Саратов наркомом просвещения А.В.Луначарским "поднимать пролетарское искусство", В.М.Юстицкий стал одним из активнейших деятелей первого послереволюционного десятилетия. Немногое дошло до нас: погибли праздничные панно, декорации для театральных постановок, картины. А Юстицкий, судя по сохранившимся каталогам, был участником почти всех выставок, устраивавшихся в Саратове, а также объединений "4 искусства", АХРР, ряда выставок советского искусства за рубежом. Дошедшие до нас картины говорят об авторе как о неутомимом искателе новых путей в искусстве. Романтическая приподнятость мировосприятия, деятельный характер его натуры неотделимы от революционного времени, в условиях которого столь ярко выразился талант Юстицкого.

В октябре 1918 года руководство Радищевским музеем принял на себя А. И. Кравченко, тогда очень молодой художник, впоследствии - выдающийся советский гравер-ксилограф.

"С первых дней Октябрьской революции я принимал активное участие во всех работах на культурно-просветительском фронте. Получил назначение от тов. Луначарского заведовать Государственным Радищевским музеем в Саратове . . . состоял деканом графического факультета в Саратовских художественных мастерских. В музее до 1921 года мною было собрано три новых зала вещей", - вспоминал А.И.Кравченко.

В Свободных художественных мастерских наиболее плодотворно работала мастерская, возглавляемая П.С.Уткиным. Талантливый живописец, он работал рядом с В.Э.Борисовым-Мусатовым, П.В.Кузнецовым. Его воздействие как педагога определялось не только высоким уровнем живописного мастерства, но и нравственным примером бескорыстной любви к искусству. П. С. Уткин развивал в своих учениках способность вдумчивого наблюдения натуры, глубоко понимая также необходимость освоения художественной культуры прошлого. Влияние Уткина ощущается в творчестве его непосредственных учеников Б.В.Миловидова, Е.В.Егорова.

Из созданного П.С.Уткиным сохранилось немногое. Коллекция его работ, собранная Радищевским музеем, видимо, наиболее значительна.

"Осокорь" относится к лучшим произведениям мастера. Здесь синтезировались важнейшие качества его зрелого искусства. В картине - простой и вместе с тем характернейший мотив нижневолжской природы. Огромное дерево, осокорь, царит над окружающей равниной, возносятся ввысь его ветви, мягко рисующиеся на синем небе. Простота и точность образа - результат многолетних наблюдений.

Громадная работа осталась позади, за пределами картины, исполненной артистично и свободно. Ученики Уткина Б.В.Миловидов, М.А.Аринин, Е.В.Егоров по-своему претворяли заветы учителя.

В 1920-1930-е годы саратовские художники активно разрабатывают новые темы. В центре внимания-человек труда. Легкая, светлая красочность и монументальность образа в сочетании создают неповторимый строй ,,Жницы" М.А. Аринина. "Рыбаки" В. М. Юстицкого, "Рабочие крекинг-завода" Ф.В.Белоусова, "Кузнечный цех" И.Н.Щеглова позволяют говорить о высокой художественной культуре саратовских живописцев.

"Великий СССР, познай себя" - так определялась одна из главных тенденций советского искусства первых послереволюционных десятилетий. Стали постоянными поездки художников по стране, ее стройкам, заводам, селам. Художником-путешественником называют В.В.Рождественского, изъездившего в 1920-1930-е годы степи Казахстана, пустыни Туркмении, Урал, Алтай. Но чаще всего он возвращался на Север, где и были созданы его наиболее задушевные произведения: пейзажи, портреты. В 1932 году в одну из поездок был написан пейзаж "Северная деревня".

В его "Записках художника" читаем: "По обоим берегам реки стоят потемневшие от времени большие двухэтажные дома. Оконницы выкрашены белой краской, и это придает посаду траурный вид. У самой воды, иногда нависая над ней, поставлены на сваях рыбацкие амбары, куда поморы выгружают из баркасов привезенную рыбу. Стоят вешала для сушки сетей и высокие шесты с указателями ветра. Все это вырисовывается на холодном северном небе, четко отражаясь в тихой воде. Серебристый холодный тон, присущий Северу, лежит на всем пейзаже, подчеркивая изумрудный цвет огородов, видных между темными постройками. Эта деревянная Венеция была настолько необычна и красива, что у меня явилось желание скорее начать работать".

"Социалистическая индустрия" - под таким названием открылась Всесоюзная выставка 1937 года. Картина П.П.Котова "Красное Сормово" привлекла тогда общее внимание. В ней была не просто фиксация виденного, но довольно успешная попытка его художественного освоения. Художнику удалось передать настрой коллективного слаженного труда, составляющий пафос первых пятилеток. Он изобразил будни Сормовского судостроительного завода. Особенно важен в картине образ молодой работницы. Мы вместе с героиней как будто ощущаем свежесть волжского ветра, радость созидательного труда.

За конкретными буднями художники стремились увидеть, показать мир и человека в состоянии становления, глобальной перестройки.

Самой жизнью, новыми задачами искусства был порожден новый пейзаж, получивший название индустриального. В Радищевском музее он представлен достаточно полно. Это работы П.В.Кузнецова, А.В.Шевченко, А.В.Лентулова, К.Ф.Богаевского. Мажорные ритмы новой индустриализующейся страны являются лейтмотивом этих работ, раскрывающих дух первых пятилеток. Небольшое полотно И.Н.Попова "Стройка" поражает динамикой своих обобщенных форм.

Актуальнейшей становится тема нового человека. Интерес к современнику способствовал развитию картины, портрета. К произведениям, составляющим гордость музейного собрания, по праву можно отнести портрет врача Е. П. Разумовой кисти старейшего советского живописца М.В.Нестерова. Его творчество раскрылось в советское время своими новыми гранями. В портретах В.А.Мухиной, И.Шадра, И.П.Павлова раскрылся новый тип личности, неразрывно связавшей свое творчество с созидательной деятельностью народа.

Портрет Е. П. Разумовой написан в конце 1930-х годов в момент, когда она переживала большое личное горе. В исхудавшем лице, глазах, жесте - печаль. Но в тяжелом жизненном испытании проявилась стойкость, благородство души. Сложность внутреннего состояния определила пластическую форму портрета, где каждая деталь глубоко продумана и прочувствована художником. Это полотно надолго останавливает внимание зрителя.

Особым смыслом наполнился в 1930-е годы образ молодости, олицетворение уверенно шагающей в будущее советской страны. Тема молодости стала главной в творчестве Н. М. Чернышева. Героини его картин - трогательно-угловатые, по-своему грациозные девочки-подростки. Художника привлекает момент в биографии человека, когда он стоит на пороге жизни, всей душой устремлен к будущему. Одна из лучших работ Н. М. Чернышева в собрании музея - "Тоня". Юное лицо кажется простым, обычным и в то же время притягивает светлой одухотворенностью. Серовато-голубая гамма портрета, нежный абрис профиля, ясный взгляд - образ гармонической, одухотворенной юности. Произведения Н.М.Чернышева внесли особую лирическую струю в искусство 1930-х годов.

Музей располагает обширной коллекцией произведений выдающегося русского советского живописца, саратовца по рождению, П.В.Кузнецова. Основную часть ее составляют полотна советского времени. Творчество П.В.Кузнецова последних десятилетий жизни до сих пор мало изучено, и собрание саратовского музея представляет для этого прекрасный материал, уже послуживший основой для ряда выставок.

Экспозиция советской живописи включает лишь малую часть огромного кузнецовского наследия. В общий мажорный настрой советского искусства 1920-1930-х годов творчество П.В.Кузнецова вносит своеобразную ноту. В любой работе художника свободно и естественно выражено его светлое, радостное мировосприятие. Летний букет, стоящий в вазе на дачном плетеном стуле, - этот обычный для живописца мотив превращен волшебством его кисти в настоящую красочную симфонию. Нежные бутоны цветов, купающиеся в воздухе, на полотне образуют некую единую вибрирующую живописную ткань. Это гимн жизни, наполняющий человека ощущением счастливой полноты и гармонии бытия.

В годы войны был написан портрет штурмана В. А.Конашевича, видимо на короткий срок приехавшего с фронта. Легкая листва, воздух кажутся единой, охватывающей фигуру средой, придающей всему изображению оттенок безмятежности, радостного любования всем живым, красивым. Вспоминается еще одно произведение тех лет: всем известное "Письмо с фронта" А. Лактионова, где звучит та же тема тишины, красоты самого обычного мирного дня, так остро переживавшаяся именно в военное время. Только у картин Лактионова воспринять художественную идею зрителю помогает сюжет, у Кузнецова она выражена самим живописным строем полотна и дается нам как жизнеощущение.

Значительным событием художественной жизни города в 1964 году стала выставка одной картины - "Матери. 1941 год" саратовского художника Н.М.Новосельцева. Создание картины было результатом его жизненного опыта, впечатлений войны, участником которой он был, многолетней работы над этюдами. Главная героиня - женщина-мать, проводившая кого-то из близких на фронт, рядом с ней - старик, дети, женщины. Образ матери столь значителен в своей конкретности и в то же время типичности, что воспринимается как олицетворение Родины. Неяркий цвет, продуманная ясность легко читаемой композиции обладают значительной силой воздействия. Множество этюдов составляли на выставке фон картины, помогали понять развитие художественного замысла. Ныне она постоянно участвует в экспозиции советской живописи.

Музей является не только хранилищем произведений искусства, но с самого начала своего существования он стал также центром художественной жизни края. Вокруг музея сложилась атмосфера подлинной любви к искусству. И в настоящее время его коллектив работает с художниками, организуя выставки, выступая с критическими статьями, отбирая лучшие произведения для своих коллекций, тем самым стимулируя художественное творчество.

Школой искусства был Радищевский музей для В.Э.Борисова-Мусатова, П.В.Кузнецова, П.С.Уткина, затем для более молодого поколения художников: Е.В.Егорова, Б.В.Ми-ловидова, И. Н. Щеглова. Ныне музейная коллекция включает работы этих мастеров.

Щеглов - художник широкого диапазона, он писал картины, портреты, натюрморты, но подлинной стихией его оказался пейзаж. "Родник" (1958) - одно из лучших произведений мастера. Он написан в последние годы жизни и как бы подводит итог тем размышлениям с кистью в руке, которые сопутствовали его творчеству всегда. Щеглов умел находить темы для своих пейзажей повсюду, много писал окрестности Саратова, Волгу. ,,Родник", как и "Осокорь" Уткина, - результат наблюдений, продолжавшихся многие годы. Хотя пейзаж прост и непритязателен, осмыслить такую картину в полном объеме, в ее настоящей значимости можно лишь при внимательном и сосредоточенном созерцании. Мотив характерно волжской природы дан во всей конкретности своего облика, без особых композиционных ухищрений и прикрас - сразу узнаешь типичные волжские берега, не очень солнечный, но ясный день. Крошечный синий родник пробивается из почвы. Есть в этой работе Щеглова особая пристальность. Он вглядывается в окружающее, и все оказывается драгоценным для живописца. Щеглов, пытливо изучая природу, ищет ответа на самые простые и великие вопросы ее бытия, он стремится проникнуть в суть вещей. Природа воспринимается в своей собственной, независимой от человека жизни - отсюда ощущение эстетической ценности любого мотива, который изображает художник.

Последовательно реалистический подход к изображению действительности, преимущественное внимание к традициям классического искусства были существенны для развития советской живописи с конца 1930-х до конца 1950-х годов. Творчество И.Н.Щеглова неотделимо от своего времени, отвечая глубинным его запросам.

Дух поиска отличает искусство последних двух десятилетий. Расширился круг осваиваемых художественных традиций, одно из условий для проявления индивидуального видения, усложнились и сами задачи, стоящие перед современным художником. Картина Д.Д.Жилинского "Студенты. В мастерской" (1964) представляет собой групповой портрет студентов-скульпторов, занимающихся в мастерской А. Древина. Художник не стремится привлечь наше внимание занимательным сюжетом. Совсем наоборот. Избран момент паузы, тишины, глубокой сосредоточенности перед началом работы.

В картине много деталей, рассказывающих о труде скульптора: гипсовые слепки с древнегреческих и современных скульптур, инструмент, станки, каркасы. Художник сопоставляет грубоватые переплетения проволочного каркаса, тяжелых металлических станков и чудо живого человеческого тела. Каким должно быть новое произведение? Этот вопрос стоит не только перед героями картины, художник ставит его и перед нами, зрителями. Эта новая активная позиция искусства, стремление к глубокому контакту со зрителями, отличает современное искусство.

Поколение, пришедшее в искусство к концу 1950-х годов, видевшее войну, принесло с собой обостренное чувство жизненной правды, гражданственность, повышенное внимание к нравственным проблемам. Одним из самых ярких, талантливых художников этого поколения был В.Е.Попков. Его небольшой этюд "Мальчик из Жигалова" сделан на Севере. Именно русский Север, его природа, люди дали художнику живое чувство Родины, исторической судьбы народа, национального характера. "Мальчик из Жигалова" по своему содержанию близок крупным работам В.Е.Попкова его северного цикла: "Вдовы", "Северная песня".

Поразительная черта искусства этого мастера - способность находить сюжеты буквально "на каждом шагу", видеть драму в самых обычных жизненных ситуациях - раскрывается в его картине "Апрельский месяц". В мимолетной встрече на улице двух людей мы находим сложную психологическую коллизию. Апрельский месяц - узенький серпик, виднеющийся в чистом весеннем небе, - этот поэтический образ объединяет между собой все звенья картины. Около двадцати живописных и графических работ В.Е.Попкова - одно из ценнейших приобретений музея последнего времени.

Картина СП. и А.П.Ткачевых "Свет в деревне" делает нас свидетелями важнейшего события, изменившего вековечный уклад быта. Эта картина как окно в минувшее. Достоверна не только каждая деталь обстановки избы, освещенной непривычно ярким светом электрической лампочки, но и состояние людей.

Как будто близок к такому взгляду на прошлое саратовский художник Б.С.Давыдов. Чтобы усилить впечатление подлинности изображенного, он часто использует стилистику черно-белого фотоснимка, как бы случайно выхватившего из потока времени момент -обычный, существенно неотличимый от предыдущего и последующего ("Россия. 1918 год"). Но эта случайность лишь кажущаяся. На самом деле художником произведен очень строгий отбор. Поэтому в картине так мало деталей и скупы краски, а немногие лица, выделяющиеся из толпы, очень характерны. Динамика, присущая моментальному фотоснимку, его черно-белый тон нужны художнику для воссоздания не факта, а духа времени, воспринятого нашим современником прежде всего в героико-романтическом аспекте.

В картине "Страда", посвященной современной деревне, действительность также взята как будто непосредственно, "как есть". Кажется, нет ничего более будничного, чем эта сценка недолгой передышки во время жатвы. Люди сошлись на минутку, чтобы выпить воды, перекинуться словом. Пропыленные рабочие одежды, фляга с водой, металлическая кружка для питья. Во всем этом художник сумел уловить большой смысл. Он раскрывается в спокойствии и шири природы, несуетливых движениях людей. Низкий горизонт зрительно увеличивает фигуры, придает им значительность.

Одной из важнейших тенденций современного изобразительного искусства является поиск выражения национального своеобразия жизни народа, черт характера, бытового уклада. Наиболее явственно эти проблемы стоят в творчестве одного из ведущих художников современности В. И. Иванова. Герои большинства его картин-люди Рязанщины. Особой значительности исполнены женские образы. Иванов видит своих современниц сквозь призму истории, различая в простых труженицах высокие героические черты.

Совсем недавно появилась в музее картина молодой московской художницы Т. Г. Назаренко "Мои современники". В этой работе ощущается серьезность замысла. Изображены люди, которых автор хорошо знает, это коллеги - художники, искусствоведы. В них увидела Т. Назаренко черты, свойственные целому поколению: активность творческого мировосприятия, напряженность духовной жизни.

Рассказ о коллекции советского искусства невольно сосредоточивается на живописи, хотя в музее собраны обширные разделы советской графики, скульптуры, прикладного искусства. Плакат, гравюра, книжная графика получили после революции небывалую аудиторию. В произведениях В.Фаворского, А.Кравченко, В.Фалилеева, Н.Купреянова отразился не столько быт, сколько история страны. В последнее время коллекция обогатилась первоклассными работами Т.Мавриной, Н.Кузьмина, Б.Ермолаева, П.Басманова. Заинтересованно приобретает музей произведения художников, связанных с Саратовом: М.Полякова, В.Милашевского. Как виртуозного рисовальщика знали современники В.М.

Юстицкого, графические работы которого существенно обогатили представление о талантливом живописце. В Саратове прошла вся жизнь замечательного мастера гравюры А. Скворцова. Его произведения находятся не только в провинциальных, но и центральных собраниях страны. В пейзажах А. Скворцова скромность манеры сочетается с правдивостью, тонкостью чувства.

Количественно не столь обширный, раздел скульптуры обладает произведениями высокого художественного значения. Это эскиз памятника борцам революции 1905 года Б.Королева, портретные работы С.Лебедевой, целая коллекция произведений выдающегося скульптора нашего столетия, саратовца по рождению, А.Т.Матвеева. "Надеждой русской скульптуры" называла его дореволюционная русская критика. Вторую премию на конкурсе, посвященном 10-летию Советской власти, получила его монументальная композиция "Октябрь", установленная ныне на одной из улиц Ленинграда. Этюды к ней: "Крестьянин", "Красноармеец" -прочно вошли в постоянную экспозицию советского искусства, так же, как и работы, выполненные Матвеевым в 1930-е годы для Ленинградского фарфорового завода. Непритязательные по своей теме: "Надевающая туфлю", "Укладывающая волосы", - эти скульптуры покоряют своей пластичностью. Фигура сидящей женщины создает вокруг себя наполненное, одухотворенное пространство. Красота здесь неотделима от естественности. А. Т. Матвеев считал, что большое искусство - искусство больших идей. В камерных скульптурах, предназначенных для интерьера жилища, он утверждает столь же возвышенный идеал, что и в произведениях монументальных.

Высокое представление о человеке нашло свое выражение и в матвеевских портретах П.В.Кузнецова, М.Ермоловой. В определенности простых объемов, лапидарном характере лепки, спокойной устойчивости формы его "Автопортрета" виден прежде всего образ работника, мастера, которому непреклонная честность в его трудном ремесле придает силу и уверенность.

Традиции искусства А. Т. Матвеева продолжают свою жизнь в творчестве молодого поколения советских скульпторов.

Неиссякаем поток новых имен, новых произведений. Возрастает общественный интерес к искусству. Музей не только хранит старые ценности, но и участвует в постоянном движении, обновлении искусства.

Л. П. Красноперова, 1985

Радищевский музей...




Выставка работ
Портрет
Декор-стиль
Пейзаж
Кабо-Верде
Натюрморт
Мозаика
Жанровые
Тема любви
Love-art
Религия
Соц-арт
Различные жанры
Памяти Маркиша
Холокост
Книги
Улыбка заката
На сквозняке эпох
Поэмы, рассказы
Кто ты, Джуна?