|
|||||||||||||||||||||
Радищевский музей. Декоративно-прикладное искусство
Коллекции декоративно-прикладного искусства тоже связаны с именем А. П. Боголюбова, подарившего при открытии музея 40 предметов старого фарфора, в основном саксонского. Различная утварь и мебель насчитывали тогда 92 наименования. В 1897 году, после смерти Боголюбова, по его завещанию поступила еще группа вещей, в том числе мебель, стекло, бронза, изделия из серебра. Боголюбовские коллекции, в частности фарфор, значительно пополнились в первые послереволюционные годы из Государственного музейного фонда, куда стекались все национализированные произведения искусства. В 1970 году в музей поступили образцы русского и западноевропейского фарфора (более 300 предметов), завещанные О. А.Гордеевой, известным саратовским врачом-окулистом. История этого тонкого и изысканного искусства уходит в глубь веков. Фарфор возник на рубеже VII-VIII веков в Китае. В Европе о нем узнали в XIII веке. Знаменитый венецианский путешественник Марко Поло вывез с Востока несколько фарфоровых сосудов. Европу охватила "фарфоровая лихорадка", все хотели иметь изделия из этого белого блестящего материала, расписанные яркими, немеркнущими красками. Сохранились сведения о том, что когда вещи из фарфора разбивались, то их все равно продолжали хранить, часто черепки оправляли в драгоценные металлы и носили как ювелирные украшения. В фарфоре ценили не только красоту, но и невиданные до той поры свойства. Глазурованная поверхность фарфора не подвергалась химическим воздействиям, была непроницаема. О фарфоре складывались легенды. Секрет его производства не могли разгадать вплоть до начала XVIII века. Зато попутно было открыто много новых материалов, по внешнему виду похожих на изделия китайских мастеров. Так появилось молочное стекло в Венеции, испано-мавританская керамика, фаянсы в Англии и Голландии. Первым в Европе получил фарфор И. Ф. Бетгер, нашедший залежи белой глины (каолина) недалеко от Мейсена в Саксонии. Секрет производства фарфора, над которым бились в Европе веками, был открыт. Скоро фарфор Мейсенской мануфактуры стал известен всей Европе. И сейчас продукция этого завода популярна у любителей искусства. В собрании нашего музея мейсенский фарфор представлен очень хорошо и полно. Сюда входят предметы, завещанные Боголюбовым, и фарфоровые изделия из коллекции О. А. Гордеевой, а также другие экспонаты. Наибольший интерес представляет мейсенский фарфор XVIII века. Эта эпоха считается классическим периодом в развитии европейского фарфора. В это время мастер стремится подчеркнуть белизну и тонкость фарфора, подает материал с учетом его природных свойств. Особую славу Мейсена - первого европейского фарфорового производства - составляет мелкая пластика. В изображениях дам, кавалеров, аллегорических композициях и пасторалях с особой силой проявилось одно из качеств стиля рококо - иллюзия непрерывного плавного течения линии. Со становлением мейсенской пластики связаны имена Иоганна Иоахима Кендлера и Петера Рейнике. В их произведениях соединились элементы скульптуры и собственно декоративно-прикладного искусства. Прихотливость контуров и красота цвета - вот что характеризует скульптуры, сделанные по их моделям. Две аллегорические фигуры из серии "Четыре времени года" - "Зима" и "Весна", выполненные по моделям Иоганна Иоахима Кендлера, выявляют характерные черты стиля рококо в фарфоре. Времена года представлены в образах античных богов, восседающих на облаках. Зиму олицетворяют Сатурн и Геба, весну - Марс и Флора. Скульптурные группы украшены тонкой работы лепными, расписанными яркими красками цветами, которыми в XVIII веке славился мейсенский завод. Высокие художественные качества отличают небольшую коллекцию изделий Берлинского завода. В основном это предметы сервировки стола и убранства интерьеров. Нежнейшим пурпуром, составлявшим славу этого производства, расписана по мотивам А.Ватто "каретная чашка". Излюбленными в XVIII веке пасторалями, цветочным орнаментом украшены туловы чайников, кофейников, декоративных ваз. Группа предметов Венского завода представлена XVIII - началом XIX века, когда в европейском фарфоре складывались черты нового стиля - ампира. Заботясь о повышенной декоративности, венские мастера дали свой вариант росписи. В зеркале тарелок в богатом золотом обрамлении орнамента чаще всего помещались копии с картин мастеров эпохи Возрождения. Каждая страна своим путем шла к фарфору, вырабатывая и особую технологию и особенный характер орнаментики, порою внутри одного и того же стиля. На всю Европу славилась французская посуда с цветными фонами: бирюзовыми, розовыми, голубыми, с росписью в медальонах, обрамленных золоченым орнаментом. Такой фарфор делали на Севрской мануфактуре - главном фарфоровом производстве Франции. Именно так расписаны голубые мороженица, лоток и прибор для пряностей, входившие в сервиз, принадлежавший князю Юсупову. Этот сервиз изготовлялся не один год и украшался крупнейшими живописцами по фарфору. Мороженицу расписал Венсан-младший, автор росписи на знаменитом сервизе с камеями, заказанном Севру Екатериной II и ныне хранящемся в Эрмитаже. Юсуповский сервиз был выполнен из "мягкого фарфора". И специфические свойства этого материала как нельзя более соответствовали стилю рококо с обычными для него мягкими контурами и волнистыми линиями. Особенности севрской массы определили и характер росписи: таких звонких глубоких тонов с множеством оттенков не дает ни один керамический материал. В России фарфор был впервые получен в середине XVIII века Д. И. Виноградовым на Императорском фарфоровом заводе (ИФЗ) в Петербурге. В музейном собрании русский фарфор представляют изделия многочисленных частных предприятий. Музей может гордиться великолепными образцами ИФЗ, заводов Гарднера, Попова, Корнилова, Гулина, Сафронова, имеющими свое неповторимое обаяние. Общеизвестны достижения русских мастеров в стиле классицизма начала XIX века, или ампира. Русский фарфор в рамках этого стиля, так же как и другие отрасли прикладного искусства, дает прекрасные образцы. Ампир вдохновлялся античностью. В мотивах декора преобладают лавровые венки, львы, грифоны, военные атрибуты и т.п. В формах выявлена монолитность масс, их статический характер. По законам этого стиля выполнена мастерами ИФЗ ваза настольного украшения в виде двух классических фигур, поддерживающих овальной формы чашу. Белому цвету фигур, изготовленных из бисквита (неглазурованного фарфора), противопоставлен синий тон и позолота основания. Сказывается любовь ампира к яркости и контрасту цвета. Другая ваза представляет собой тоже скульптурную группу: Венера надевает колчан со стрелами на Амура. Такие вазы делались для больших парадных или юбилейных сервизов и устанавливались в центре торжественного стола. Черты этого же стиля отчетливы в мороженице на трех львиных лапах темного цвета, под старую бронзу. Ее цвет красиво сочетался с блеском позолоты. Продукция частных заводов отличается большей самобытностью. Можно говорить о фарфоре поповском, гарднеровском или сафроновском. Эти заводы представлены предметами не уникальными, в отличие от ИФЗ, а так называемой ординарной посудой, связанной с бытом того или иного сословия. Легко угадывается социальная принадлежность так называемых "трактирных" ярких нарядных чайников, украшенных незатейливой цветочной росписью, создаваемых на заводе Попова в 1830-1850-е годы. Источник, из которого мастера черпали формы посуды и мотивы росписи, - традиционное русское народное искусство. Этот путь будет самым плодотворным в пору надвигающегося межстилья, он во многом убережет русские частные заводы в это сложное время от потери ,,керамичности", неизбежной в эпоху эклектики. В кофейнике завода Корнилова, расписанном по белому фону мелкими золотыми листьями и розами, в ярко-зеленых чашках, выполненных мастерами поповского завода, не утратилось главное: равновесие формы и функционального назначения предмета. Коллекция советского фарфора сравнительно невелика. Она представлена агитационным фарфором, который в 20-е годы был одним из средств революционной пропаганды. Блюдо и чашки, расписанные по рисункам С.Чехонина и Н.Альтмана, скульптуры Н.Данько, тарелки А. Щекатихиной-Потоцкой с революционными лозунгами и эмблематикой молодого советского государства - этот первый фарфор Страны Советов заговорил языком своего времени. Его выставляли в специальных витринах в Москве на Кузнецком мосту и в Петрограде на Невском. "Этот фарфор был вестью из прекрасного будущего, за которое билась Советская страна в страшных боях с голодом, разрухой, с интервенцией", - писала в своих воспоминаниях Е.Я.Данько, художник и историограф завода имени Ломоносова (бывший Императорский фарфоровый завод). Изделия из стекла, хранящиеся в музее имени А. Н. Радищева, пришли тем же путем, что и фарфор: в 1897 году по завещанию А.П.Боголюбова, через Государственный музейный фонд, из частных коллекций. Небольшая, но интересная коллекция русского стекла конца XVIII - начала XIX веков в 1973 году была завещана музею Е.П.Разумовой. Русские стекольные заводы, государственные и частные, возникают в начале XVIII века в Москве и Петербурге, под Смоленском и Калугой. Спрос на предметы из стекла растет. Растет и количество заводов. Появляется на реке Гусь под Владимиром знаменитый завод Мальцева, под Пензой в селе Никольском завод Бахметьевых. Самыми ранними произведениями стекольной промышленности XVIII века в нашей коллекции являются изделия частных заводов. Это прежде всего штоф зеленого стекла с незатейливым растительным орнаментом и надписью: "Зделань сей сосудь в гавриловой фабрики 726 году. . ." Это ранний образец русской ординарной посуды, которую делали в больших количествах, ее не жалели и не берегли. Вместо утраченной и разбитой покупали новую. Поэтому такой посуды сохранилось мало. Штоф интересен еще и тем, что он подписной. На нем указана дата и место изготовления. Известно, что в 1724 году основан завод Гаврилова и Логинова в Московском уезде. Больше об этом производстве нет никаких сведений. Наш штоф дает представление о характере продукции мало кому известного предприятия. Стекло в России практически не маркировалось. Только начиная с 20-х годов XIX века (с эпохи Николая I) Императорский стекольный завод стал ставить марки на своих изделиях. Наличие марки, конечно, не единственный путь для определения места и времени изготовления того или иного предмета. Замечательными памятниками стекольного дела являются кубки XVIII века, высокие, конической формы, часто с крышками, орнаментированные резными гербами царствующих особ или вензелями. Бензели обрамлялись растительными побегами и завитками, которые назывались "рокайль". По верху кубков у края встречается узор из гравированных и полированных "ямок" с дужками. Стойки ножек делались в виде балясины с "яблоками", которые нанизывались на стойку иногда до пяти штук. Гравировка в этих изделиях была неглубока и размашиста. Эти качества отличают русские кубки от кубков Богемии и Германии, хранящихся в музее. Очевидно, на частных заводах изготовлены многочисленные цветные стаканы, графины, флаконы. Цветное стекло очень любили в России. В отличие от Западной Европы, здесь делали из сплошного цветного стекла посуду, которая в большом количестве появилась в середине XVIII века. Это связано с успешными опытами М.Ломоносова. В конце XVIII - начале XIX веков появляются высокие граненые графины с пробками разной формы, рюмки, поднятые на тонких ножках, изящные бокалы, сверкающие гранями, -нарядная посуда, которой украшались праздничные столы и поставцы. Граненую посуду делают из бесцветного стекла с добавлением свинца, придающего особый блеск. Ее называют хрустальной и гранят так называемой "алмазной гранью". Этот прием до сих пор применяется в стеклоделии. Вторая половина XIX века была временем обостренного интереса к декоративно-прикладному искусству, особенно к его истории. Широкое распространение получает коллекционирование предметов старины. Не случайно тогда же определился и повышенный интерес к старинной мебели. Коллекционеры собирают резную золоченую мебель XVIII века, комоды наборной работы, кабинеты, итальянские и немецкие свадебные сундуки, дубовые и ореховые массивные шкафы Германии XVII века. Подобные предметы были и в собрании Боголюбова. Увлечение старинной мебелью порождает подделки, наводнившие антикварные магазины. Одна за другой в Париже, Венеции, Петербурге создаются мастерские, изготовляющие мебель под старинную, порой неотличимую от подлинной - так гладко отполировано дерево, так верно соблюдены пропорции ее конструктивных частей. Самая ранняя мебель музейного собрания датируется XVI-XVII веками. Это мебель Германии, Франции, Италии, Голландии, собранная А. П. Боголюбовым. Конечно, наша коллекция мебели той поры не дает основания говорить о сложившемся интерьере, но позволяет представить национальные особенности произведений мебельного искусства разных стран в достаточно широких хронологических рамках. Мебель недолговечна, материалом для ее изготовления служит древесина, которая легко подвергается самым разным воздействиям. Ее очень много погибло как от стихийных бедствий или в результате войн, так и по причинам, связанным с влиянием моды. Мебель относится к предметам потребления. Это значит, что с течением времени она изнашивается и ее приходится заменять новой. Мало сохранилось мебели из жилищ простого люда. Тем не менее основные этапы истории мебельного искусства некоторых европейских стран могут быть прослежены и на предметах нашего собрания. В Италии XVI века сделан стул из цельного дерева с резной спинкой, свадебный ларь, поставец венецианской работы, алтарь. Для изготовления этой мебели применялся орех коричневого тона, характерный для Италии материал, позволяющий мастеру достичь большого художественного эффекта. Мотивы резьбы были почерпнуты из наследия античного искусства. В свадебном ларе, очевидно, флорентийской работы удивляет редкое единство формы и орнамента, которое отличало мастеров-мебельщиков Италии XVI - начала XVII веков. Мебель этой эпохи в своей конструктивной логике подобна архитектурным сооружениям. Алтарь решен в виде портала с колоннами, перевитыми виноградной лозой, с подиумом в нише для фигуры Богоматери - эти элементы архитектуры чрезвычайно характерны для мебели XVI-XVII веков. Особенно это ощущается в корпусной мебели, сделанной на юге Германии. Шкаф превращается в подобие двухэтажного здания, каждый этаж-ярус которого разделяется карнизом. Ярусы оформляются колоннами или пилястрами. Створки шкафов напоминают порталы или окна, увенчанные наличниками или фронтонами. Все эти архитектурные детали укрепляются при помощи клея и являются еще, по сути, декорацией, скрывающей конструкцию шкафа, составленного из двух сундуков. Это впечатление усиливают и откидные сундучные ручки на его боковых фасадах. Именно так сконструирован шкаф, украшенный капом (нарост на дереве, дефект древесины, дающий богатую красивую фактуру). Шкафы обязательно снабжались полками, и одежда в них хранилась в сложенном виде. Они могли служить также для хранения различной утвари. Традиционной для Германии XVI-XVII веков можно считать и форму складного, так называемого курульного кресла. У древних оно было символом власти. Только сидя на таком кресле, можно было вершить суд и расправу. Такое кресло обычно носили за консулами, высшими военачальниками, диктаторами. Плавно изогнутые ножки-стойки, выполненные из нескольких узких планок, скрещиваются и для прочности соединяются перекладинами, а вставленная в верхней части кресла в качестве распорки съемная доска составляет спинку. С XVI века в Германии появилась своеобразная форма стула, которая получила распространение в мебельном искусстве этой страны в XVII веке - так называемый крестьянский стул. Целую серию подобных изделий с различными вариантами одного и того же орнамента имеет и наш музей. Прообразом такого стула был сначала просто обрубок дерева, очищенный от ветвей и укрепленный для устойчивости на трех ножках. А для благоустроенных городских жилищ делались стулья на четырех ножках - образцы высокого мастерства. Орнаментируется у них только доска, служащая спинкой. Она может быть не только из ореха, но из дуба и сосны. Это зависит от места изготовления предмета. В резьбе, как правило, используются мотивы гротескного орнамента, который фантазией мастера зачастую превращается в сказочный узор. XVII век вносит много нового в мебельное искусство. Связано это прежде всего с социальными преобразованиями в Европе, приведшими к изменению положения третьего сословия. Придя к власти, оно культивирует скромность, простоту, святость семейного очага. Голландская мебель пользуется большим спросом, экспортируется во все страны. На другом полюсе - Франция, в искусстве которой торжествует пышный, торжественный стиль. В нашей коллекции мебели есть только один предмет, характерный для дворцовой парадной обстановки XVII века. Это так называемый кабинет - шкаф со множеством ящиков, отделений, с выдвижной доской. Он сделан мастерами города Аугсбурга, украшен по фасаду металлическими накладками с изображением животных, витыми золочеными столбиками. Доска сделана из ценных пород дерева. Такие кабинеты появились еще в XVI веке. Родиной их является Испания. Первые кабинеты представляли собой ларцы на подстолье. В XVII столетии - это уже большие шкафы, которые стали частью убранства комнаты, получившей название кабинета. В шкафах-кабинетах хранили медали, письма, драгоценности. Большая часть коллекции русской мебели, которая включает произведения XVIII-XIX веков, выполнена либо в небольших частных мастерских, либо мебельщиками дворянских усадеб. Мастера вносили в свои произведения разнообразные художественные вкусы, все накопленные ими знания и навыки, приемы обработки древесины, отделки и декора. Они отразились прежде всего на формах бытовой мебели того времени, которые испытали огромное влияние народного искусства. Это проявилось не только в формах и декоре, но в выборе и обработке дерева. Излюбленным материалом уже в конце XVIII века становятся карельская береза и тополь. Они применяются только в России. Каждая страна в искусстве мебели была либо родоначальником какого-то стиля, как, например, Италия в эпоху Возрождения, либо родиной прославленного мастера-мебельщика, такого, как Т. Чиппендейл в Англии или Ж.Жакоб во Франции. Русская мебель представлена в основном предметами убранства дворянского интерьера первой трети XIX столетия. Это была одна из самых блестящих эпох в истории декоративно-прикладного искусства России, и мебельного в частности. В искусстве первых десятилетий XIX века главенствует стиль ампир, зародившийся во Франции и ставший достоянием всей Европы. Свой особый, самобытный вариант этого стиля дает Россия, в которой он стал выразителем высоких и прогрессивных идей. Характерные для ампира декоративность, стремление к монументальности и обобщенности форм определили в мебели и сам выбор материала и характер его взаимодействия с формой и декором. Основным материалом русских мастеров-мебельщиков станут красное дерево и карельская береза, полюбившиеся им за красивую фактуру древесины. Мебель, хранящаяся в нашем музее, в основном изготовлена руками крепостных мастеров и представляет собой тот вариант ампира, который широко входил в быт русского дворянства. Она более проста, чем дворцовая мебель. Эта мебель поступила в музей после Великой Октябрьской социалистической революции из окрестных усадеб, городских домов и имеет не только художественную, но и историческую ценность. Особенно разнообразна мебель для сидения. Два парных кресла с ажурными резными спинками, украшенными золоченными лирами, - пример русской бытовой мебели первой четверти XIX века. Встречаются формы, почти лишенные украшений, фанерованные карельской березой золотистого цвета с черными глазками. В это время в интерьере дворянской усадьбы появляется еще одна комната, так называемая диванная, и непременная ее принадлежность - диван. Обычно это диваны мягкие, прямоугольной формы, навершия спинок и локотники фанерованы карельской березой или красным деревом, получившим в те годы широкое распространение. В интерьере диван сочетался с креслами и преддиванным столиком. Такие вариации встречаются и в нашей экспозиции и свидетельствуют уже о сложившемся интерьере в эпоху ампира. Эта мебель отличается от парадной: здесь меньше позолоты, вместо бронзы применяется дерево, золоченное по левкасу, сохраняется один из традиционных приемов обработки древесины, так любимый русскими мастерами, - резьба. Продолжается собирательская деятельность музея. В последние годы коллекции декоративно-прикладного искусства пополнились интересными экспонатами, лучшие из которых нашли свое место в экспозиции. Л. Михайлова, 1985
|