|
||
Илья Клейнер. Жажда жизниВ 1946 году я поступил в среднюю школу, которую закончил в 1956 году. Говорят, что школьные годы самая светлая и чистая пора. Возможно это и так, если бы не одно обстоятельство. В 1948 году я неожиданно заболел. Первый диагноз межрёберная флегмона. Первая операция пять глубоких разрезов. Послевоенная рентгеноскопическая аппаратура не смогла зафиксировать поражение надкостницы. Температура поднялась до 41 градуса. Началось всеобщее заражение крови. Анализ крови показал 40 РОЭ. Я не буду утомлять читателя подробностями протекания моей болезни. Достаточно сказать, что я перенёс 17 операций в связи с очередными обострениями хронического остеомиелита, и каждый год я сдавал экзамены на костылях. Здесь интересно другое. Находясь на больничной постели, по 3-4 месяца в году, я вдруг понял, а вернее почувствовал всей своей шкурой, что такое горе, боль и смерть других людей, что я не есть что-то главное, центральное в этом мире, а всего лишь песчинка, микрочастица страдания всего мира. Разве можно забыть предсмертный стон глухонемого? Разве можно забыть одиннадцать шахтёров, умирающих от тяжелейших ожогов, поразивших 3/4 пространства их кожного покрова? Разве можно забыть молодую женщину, которая выпила уксусную эссенцию, и её сине-фиолетовое лицо? А сколько я видел вокруг себя воинов, которые, получив тяжёлые ранения на фронте, умирали от гангрены, сепсиса, ибо пенициллин был доступен лишь считанным единицам. Хорошо, что моя мама в очередной раз срезала свои волшебные волосы, один за другим продала золотые зубы и на эти деньги купила своему сыну эту чудодейственную плесень по 500 рублей за ампулу. А что было делать другим, у которых не было такой матери?... Принимая боль других, как свою, я понял ещё, что за свою жизнь надо бороться, нужно иметь огромнейшую жажду жить. Человек, который принимает мир таким, каков он есть, для меня пассивно-биологическое существо. Более того, мне дано было понять, что истинная сущность человеческой личности проявляется в пограничных зонах между жизнью и смертью. Помимо того, что сама жизнь ставила меня в эту пограничную ситуацию, я спустя достаточно длительное время, мог неоднократно входить в запретную страну "по ту сторону" и находиться в ней до тех пор, покуда меня не выводил из неё "агент страха и любви". Это "экзистенциональное бытие" интересно для меня в двух аспектах. Во-первых, в чисто житейском смысле слова. Какая бы чёрная сила внешнего мира не угрожала, я всегда стремлюсь духовно вознестись над физическим. Благодаря этому самовнушению мне удавалось преодолевать такие боли (болею не "я", а часть моего "я", вернее телесное отстранение, представляющее якобы меня), которые вряд ли перенёс усреднённый человек. Именно благодаря этому свойству мне несколько раз удалось выдержать сложнейшие операции без общего наркоза. Я уже не говорю о социальных конфликтах. Во-вторых, в чисто духовном смысле слова. Нерасчленённость понятий жизни и смерти, радости и горя, гибели и воскресения для моего творческого видения является основополагающей. Долгие месяцы, проведённые в больнице, дали мне замечательную возможность прочесть огромнейшее количество литературы, которую я не смог бы перечитать в обычных условиях. Практически вся Российская классическая литература, начиная со "Слова о полку Игореве" и кончая романами Льва Толстого и Достоевского, была мною прочитана на больничной кровати. Когда я поступил в институт, Леон Фейхтвангер, Томас Манн, Гёте, Пушкин, Лермонтов, Блок, Маяковский, Ахматова, Цветаева были моими старыми друзьями. Находясь наедине со своей болью, я, в отличие от своих сверстников, скорее взрослел, имел возможность длинными зимними ночами задуматься над извечными вопросами человечества: "Кто мы, зачем мы пришли, куда мы идём, в чём смысл нашей жизни, в чём состоит бессмертие человека и есть ли оно?" Личностное соприкосновение с человеческим страданием, болью и потерями вошло в мою душу очень рано, что во многом определило не только мою жизнь, но и творчество. Очищение и просветление души (катарсис) через драматические и даже трагические изломы жизни стали со временем для меня не абстрактными понятиями, а вполне жизненными реалиями. Отметки мои в школе по основным дисциплинам были посредственными. Особенно по таким предметам как алгебра, геометрия, тригонометрия, физика и химия (сказывалась болезнь и длительные пропуски занятий). Их абстрактные символы, тангенсы и котангенсы, функции и валентности ничего не давали моему живому воображению, кроме невыносимой, скучной подневоли. Зато литература, история, русский язык были моими любимыми предметами. Илья Клейнер. 2011-2014 Библиотека » Илья Клейнер. Улыбка заката. Автобиографическая повесть |