|
||
Илья Клейнер. Детский дом, село МакаракВ августе 1960 года я бежал в глухое таёжное село Макарак. Проработав несколько месяцев инспектором начальных классов при Тисульском Районо, я попросил своё начальство (а они всё понимали, т.к. все они были ссыльными со сталинских времён) перевести меня работать с детьми. Так я стал воспитателем детского дома в деревне Ново-Николаевка Кемеровской области. Горе, огромное человеческое горе осиротевших сердец обрушилось на меня, и стоном, невыносимым стоном наполнилась душа моя. Этих брошенных малышей били ночами воспитатели, почти все дети писались в кроватки, никто из них не видел материнской ласки, никто из них никогда не ел вкусной домашней булочки, никто из них не слышал ласкового, доброго слова. Все ходили простуженными, в одинаковых серых пальто. Маленькие забитые зверьки. Мог ли я, изгой по сути нынешней своей, чем либо помочь моим младшим братьям? "Могу" ответил я себе. Сегодня я могу с полным основанием сказать, что впервые по-настоящему только горе вложило мне кисть в руки. Скрасить жизнь этим обездоленным, сделать их существование чуть-чуть радостнее вот что руководило мной. На последние деньги я накупил масляных красок, кистей, холсты и стал лихорадочно писать методом "сухотёрки" огромные праздничные панно, на которых было много цветов и зверей. Картины вывешивал я на заборы детского дома, в спальни, коридоры, классные комнаты. Каждый день я создавал по 2-3 картины. Дети потянулись ко мне. Я заставил администрацию этого забытого Богом клочка человеческой тоски купить детям лыжи и коньки и стал их обучать кататься. Через несколько месяцев ребятишкам были куплены разноцветные пальто. На Новый год мы нарядили большую ёлку на катке, украсив её ледяными игрушками, разноцветными лентами и флажками. Через несколько дней после того, как отшумел наш весёлый и грустный праздник, одна молодая работница бухгалтерии сообщила мне по секрету, что все мои живописные работы директор детского дома, якобы, приобрёл в государственных магазинах. Был составлен фиктивный акт, в котором каждое живописное полотно оценивалось от 3-х до 5-ти тысяч рублей (по старой цене). Естественно, что все деньги были присвоены самим директором, ни одна копейка не пошла на детей. Когда я всё "выложил" директору в глаза и потребовал, чтобы все деньги, незаконно присвоенные им, были потрачены на детей, он ответил мне: "ты парень, не ищи здесь в тайге правду. Пикнешь кому-нибудь об этом голову оторву, или зашибу колом. Ты что думаешь, я не знаю, почему ты здесь скрываешься? Вот ты где у меня" и показал мне сжатый кулак. На следующее утро, провожаемый всеми детьми, я выехал "за правдой" в областной центр. Отъехав на почтительное расстояние, я оглянулся, и слёзы навернулись мне на глаза: на высокой горе, занесённой снегом, стояли дети и махали мне руками. Я ещё не предполагал, что отечественной истории придётся проделать долгий путь, чтобы поставить вопрос о милосердии и сострадании к "самому привилегированному классу нашей страны" детям. Когда организован Советский детский фонд имени В.И.Ленина, в деятельности которого я принимал посильное участие, когда по всей стране альтруизм души начинает медленно от слов переходить к делу, я с чувством определённого удовлетворения констатирую, что и моя скромная лепта в этом благородном деле есть. Как говорит моя мама: "Всё, что ты делаешь, сынок, должно ложиться на одну сторону весов". Через несколько дней я встретился с одним из "высоких" представителей Советской власти и имел с ним четырёхчасовой разговор, в котором были поставлены мной основные вопросы: За что? Почему? До каких пор? Что нужно делать, чтобы ...? и т.д. До сих пор меня поражает, что в самом начале беседы этот человек "новой волны либерализма" принёс мне свои извинения за отца, невинно осуждённого, за все те мучения, которые испытали мы дети "государственного преступника", за моё нынешнее положение, пообещав во всём разобраться. И действительно, была организована выездная комиссия Областного отдела народного образования в Ново-Николаевский детский дом, директор был освобождён от занимаемой должности, деньги возвращены детям. Что касается меня, то трудно поверить даже сегодня в это: передо мной распахнулись двери редакций, мои стихи и обзоры, посвящённые творчеству художников, стали появляться на страницах местной печати. Меня пригласили на телевидение с предложением организовать цикл передач, посвящённых жизни и творчеству наиболее значительных современных художников. Более того, я стал преподавателем истории СССР и обществоведения в Химико-технологическом техникуме, в котором проработал три года. По поручению местного общества "Знание" я стал проводить в студенческих общежитиях, на фабриках и заводах различные беседы и лекции на темы искусства и литературы. Любимые мною работы Пабло Пикассо были вновь развешаны на стенах моей квартиры, поэты и писатели, художники и артисты стали вновь приходить в наш дом. "Папаша" Блюменфельд был доволен. Илья Клейнер. 2011-2014 Библиотека » Илья Клейнер. Улыбка заката. Автобиографическая повесть |