|
||
Илья Клейнер. Выставки Роберта Фалька, Павла ФилоноваСовместно с картинной галереей Дома учёных Сибирского Академгородка я организовал выставку графических произведений Дмитрия Гриневича, чей самобытный талант был брошен за колючую проволоку на долгие годы. После закрытия выставки вышла моя большая статья в сибирской прессе об этой трагической судьбе "Он верил в людей". В 1968 году совместно с директором этой галереи Михаилом Хершковичем-Макаренко (который был впоследствии осуждён на 8 лет заключения за свою подвижническую деятельность) организовали одну из первых посмертных выставок живописных полотен Роберта Фалька. Выставка имела широкий общественный резонанс не только у нас в стране, но и за рубежом. Опубликованная мной статья "Знакомьтесь: Фальк" начиналась такими словами Петроса Антеоса: "И всё-таки я был звездой, чей свет был не менее ярок, нежели свет всех остальных звёзд. Конечно, чем-то он и отличался длиною волны, может быть! Но важно, что он исходил из раскалённых недр, а не отражался от гладкой поверхности. Я не знал, что меня ещё не открыли, всю свою жизнь я ждал когда же меня откроют?.. И всё же меня откроют. Хотя к тому времени я уже погасну..." Весной 1968 года мы сделали первую выставку (посмертно) гениального русского художника Павла Филонова, на которой экспонировалось около 300 его живописных работ. Нами был издан каталог о жизни и творчестве этого удивительного основоположника "аналитического метода" тиражом в 300 экземпляров. Каталог сразу же стал бестселлером в нашем искусствознании. Я опубликовал очередную статью в печати "Мир Павла Филонова". Тёплые слова признательности сестры художника Глебовой Евдокии Николаевны были мне лучшей наградой. Почему я заговорил о словах благодарности в мой адрес? Дело в том что по её просьбе я побывал у неё в Ленинграде на Невском, 60, где прочёл рукописные главы будущей монографии о Павле Филонове. После прочтения в знак признательности Евдокия Николаевна решила преподнести мне в дар одну из работ художника, от которой я, естественно, отказался, ссылаясь на слова маэстро: "Все свои работы я завещаю русскому пролетариату". В 1969 году мы трижды через министерство Культуры СССР обращались к Марку Шагалу с просьбой дать согласие на проведение его персоналии в Академгородке. Были субъективные причины отказа, но также были и объективные? Которые, как выяснилось позже, не позволили провести нам выставку и Пабло Пикассо. Илья Клейнер. 2011-2014 Библиотека » Илья Клейнер. Улыбка заката. Автобиографическая повесть |