|
||
Илья Клейнер. Пятая графаВ 1971 году я переехал в Москву, в которой к тому времени жили мой брат и мама. Ничего, кроме саднящей боли и тоски не было во мне, никакие родственные и духовные узы не связывали меня больше с Сибирью, в которой я прожил 30 лет. ("Папаша" Блюменфельд в то время уже находился в Ижевске). Осенью этого же года я держал заключительный экзамен в целевую аспирантуру института Истории искусств. Мой вступительный автореферат "Категория "безобразного" в искусстве" вызвал лёгкий шок и даже недоверие. Ведущие эстетики страны не могли поверить, что где-то там, за Уралом, в провинциальной глуши, оторванной исторически от культурного центра с его выставочными залами, музеями и библиотеками, возможно, вообще, написание сколько-нибудь серьёзного научного искусствоведческого исследования. Пришлось показать и другие работы, в частности, "мир Павла Филонова". Недоверие было рассеяно, и моим научным руководителем стал Герман Александрович Недошивин один из самых "левых" эстетиков последнего времени в нашей науке. Но о "целевом" прикреплении не могло быть и речи, потому что я не имел московской прописки. А для того, чтобы получить прописку, я должен был иметь работу. Получался странный заколдованный круг. С моим "послужным" списком опубликованных работ, достаточным профессиональным опытом, я думал, что любой университет или высшее учебное заведение откроет мне двери, тем более что я решил преподавать только один предмет эстетику, специалистов по которой не так уж много было в стране. Я прекрасно осознавал, что передо мной была Москва, которую взять штурмом, наскоком нельзя, тем более что нахрапистость и принцип "все средства хороши для достижения цели" органично претили моей натуре. Я полагал, что для начала можно стать рядовым ассистентом, а время покажет "кто есть кто". Как я наивно ошибался! Свыше 60-ти институтов и научных учреждений я обошёл и обзвонил в поисках работы и везде получал отказ. Таяли надежды с каждым днём как и сбережения в кошельке. Моё отчаяние достигло кульминации, когда мне отказали в работе грузчиком на товарной станции железнодорожного вокзала. Протежирование моих друзей, таких известных деятелей культуры, как М.Таривердиев, Ю.Левитанский, В.Никулин. Л.Енгибаров и многих других, ни какого результата не дало. Чтобы не обременять своих родных и близких друзей, я ночевал на вокзалах, питался в дешёвых столовых, часто голодал. Но гордость не позволяла мне изменить собственным убеждениям. До меня ещё не доходило, что основной причиной отказа была одна пятая графа в паспорте. Каждый администратор-чинуша видел во мне потенциального диссидента, человека, который мог уехать за границу. Каждый из них дрожал за свою кормушку, "местом под солнцем". Они могли принять на работу любого представителя национального меньшинства, но только не еврея. Задача выстоять, не упасть, не сломиться вот что было наиглавнейшим для меня в те страшные дни наступившего заката "десятилетнего либерализма". Приведу всего лишь два случая из моей печальной "Одиссеи" "хождения по мукам" в поисках работы. Первый случайИздательство "Наука". Мне предлагают отрецензировать и отредактировать монографию одного доктора философских наук на тему "Свобода и необходимость". Прекрасно понимаю, что от моей добросовестности, качественного уровня рецензии зависит моя будущая судьба. Но каково было моё удивление, когда вместо серьёзного, самостоятельного, оригинального труда, передо мной предстала серая компиляция с мощными кусками плагиата. Пришлось дать отрицательный отзыв. Но на полях рукописи, а затем и на отдельных карточках, указывая на существенные ошибки научного порядка, я дал и своё этих проблем, так называемую, "позитивную" концепцию. Терять, как говорится, мне было нечего. Но мой отзыв понравился издательству, и мне предложили придти через день устраиваться на работу в должности старшего научного референта. А через день мне было ... отказано в работе. Судьбе было угодно, что именно в интервале этих двух дней произошла смена руководства в издательстве и во главе её встали люди, которым моя национальная принадлежность была костью в горле. Второй случайИнститут тонкого химического волокна. Заведующий кафедрой общественных наук, улыбаясь мне в лицо, говорит: "Вот если бы в первом слоге Вашей фамилии поменять "е" на "я", то мы бы Вас зачислили в штат". Как высший пилотаж государственной безнравственности и черносотенного расизма был ответ мне тогдашнего иезуита-министра Просвещения РСФСР Прокофьева: "Неужели вы, товарищ Клейнер, не понимаете, что люди вашей национальности, являющиеся национальным меньшинством в стране, представляют на кафедре общественных наук большинство?" Я в этот день упал на эскалаторе метро, потеряв сознание. След на спине от падения до сих пор напоминает мне о том времени. Сегодня, спустя много лет, я узнаю, что Евгений Евтушенко чуть ли не национальный герой в Израиле, получивший такое высокое признание за своё стихотворение "Бабий Яр". Говорят, что есть даже улица в Тель-Авиве, названная его именем. Я очень рад за моего собрата по искусству, но шутки ради, почему-то думается, что если бы в то время были опубликованы мои стихи на эту кровоточащую тему, нашёлся бы какой-нибудь заброшенный переулок, наречённый и моим именем. Я, конечно, говорю это сегодня с иронией, но тогда мне было не до неё. Итак, я предлагаю читателю эти стихи:
У каждого из нас одна
Светло, возвышенно храню
И где бы не был стороной,
Я вместе с нею сталь варю,
А если радость так вдвоём
От самовара до ракет
Вот почему сегодня я
Не обессудь за горечь фраз,
Когда я слышу как юнец
Я вижу всю мою родню,
Когда в компании иной
Но всех страшнее тот удар,
Я вижу как ариец бьёт
За честь истории моей,
За страх, за вечную нужду,
О, нет! Ещё он не убит,
Надвинув кепку до бровей,
Мелькнёт он "умною" строкой
В домашней ссоре может он
Он может в метрике своей
Но если грянет трудный час,
Как говорят не взять, ни дать,
Не важно русский ли, мордвин
Вот почему как на парад,
Микоэлс, Эренбург, Кольцов,
Здесь Левитан и Рубинштейн
Забыты те, уж нет других
Пускай нам вслед смотрела смерть,
А я от имени отцов, Илья Клейнер. 2011-2014 Библиотека » Илья Клейнер. Улыбка заката. Автобиографическая повесть |