|
||
Илья Клейнер. МозаикиВ 1976 году я был принят в Комбинат монументально-декоративного искусства в должности художника-исполнителя. Я был направлен в бригаду известных мозаичистов, кладка которых отличалась высочайшим профессионализмом, в основе которого лежал мировой опыт монументализма! (Спустя много лет, побывав со своей персональной выставкой в Италии и прикоснувшись к выдающимся творениям художников Высокого Возрождения, я воочию убедился в неповторимой красоте российских мозаик, в их цветовой строгости и философской наполненности. Я был преисполнен чувством гордости за тот высочайший профессионализм и внутреннюю правду, которая была присуща искусству России.) Я начинал с выкладки "фонов", постепенно переходя к декоративной атрибутике. Месил раствор, колол смальту, поднимал 60 килограммовые плиты на леса, не гнушаясь никакой черновой работой. Здесь я впервые понял, что такое коллективный труд творческой бригады профессионалов, связанных одной идеей творить красоту. Здесь же я понял и меру ответственности личного участия в общем деле, когда правило "если не я, то никто за меня" стало одним из важнейших правил в дальнейшей моей работе. Начинал я работу у Народного художника СССР Юрия Королёва. Уже на выходе работы кто-то из членов бригады спросил меня: "Илья, ведь ты еврей. А знаешь ли ты хоть одну песню на родном языке"? "Знаю" ответил я. "Тогда спой" попросили они. Я спел детскую песенку на иврите, которую меня когда-то научила мама. На следующий день я был уволен из бригады. Королёв так и сказал: "Не держу у себя жидов". Я перешёл в бригаду к другим художникам Л.Полищуку и С.Щербининой. У них я понял, что такое авторский замысел, его материальное воплощение, художественную правду каждого выложенного сантиметра в смальте. СлучайОднажды, ещё в самом начале работы, когда мы вели фон на самом верхнем ярусе лесов, где-то на высоте двадцатиэтажного дома, подходит автор к одному из исполнителей и просит срубить полностью большое пространство смальты. Причина: нарушение строгого угла, от которого зависела параллельность "штробы" между "строчками" фона. Исполнители точно обозначают подобное нарушение, называя его "пляшущей", "гуляющей" строкой. Обиженный мастер (а он понимает, что срубить в 50-градусную жару скарпелью схватившийся намертво раствор очень трудно) бросает упрёк маэстро: "Ведь снизу, с земли никто физически не сможет заметить такую неточность. Расстояние всё скроет". "Правильно", отвечает ему автор, "Никто не заметит. Но если Вы допустили такую небрежность на самом верху, нет гарантии, что она не может повториться и внизу. Здесь важно ещё и другое Ваша совесть. А что говорит она, Ваша совесть, совесть профессионала?" Был отдан приказ всей бригаде срубить этот кусок. Один допустил ошибку, все несли ответственность за неё. С одной стороны личная ответственность каждого за порученное дело, с другой коллективная сопричастность делу. Общему делу. Илья Клейнер. 2011-2014 Библиотека » Илья Клейнер. Улыбка заката. Автобиографическая повесть |