|
||
Илья Клейнер. Дура всесоюзного значенияВ 1976 году на нашу семью обрушилось горе. Мама попадает под колёса грузовика, который вёл пьяный шофёр. В тяжелейшем состоянии она была доставлена в реанимацию Центрального института травматологии и ортопедии с переломами бёдер, шейки бедра, сотрясением мозга и переломом основания черепа. Никто не думал, что она выживет. Когда мы с братом влетели в реанимацию, она вдруг пришла в сознание и голосом, как будто с того света, произнесла: Я не могу быть на премьере "Альберта Эйнштейна". (К этому времени была подготовлена новая работа Рафаэля "Альберт Эйнштейн", которая должна была впервые прозвучать в Государственной библиотеке им. В.И.Ленина). Ты пойдёшь вместо меня. Ты старший брат. Ты остаёшься за меня у него, и потеряла сознание. Удивительный героизм души! Перед лицом смерти наша мама говорит нам, своим сыновьям, о духовном сродстве, о литературе, о Слове на земле. Потрясающий пример! Что мы сделали с братом, чтобы мама не умерла, это не тема данного разговора. А вот случай, который произошёл с ней спустя 7 дней после катастрофы, показателен. И показателен он не только в плане высокой правды жизни самого дорогого для нас человека, но и той жизнеутверждающей силой юмора, который даже в самые драматические периоды жизни человека может, как мне кажется, и мёртвого поднять из могилы. СлучайЛежит мой маленький, седенький комочек по имени "мама" на больничной кровати. Всё лицо запеклось от крови, огромные синяки под глазами. Некогда прекрасные седые волосы обрезаны. От запястий рук идут какие-то трубочки и капельницы. Рядом в палате находится ещё одна пожилая женщина, как потом выяснилось, с давно сросшимся переломом ноги, но боящаяся встать с постели. Таких больных называют "ленивыми", с ними всегда морока у медперсонала. Лежит и не желает вставать. Почувствовав, что жизнь потихонечку возвращается к ней, мама, будучи по природе человеком весьма общительным, просит глазами меня подойти ближе. Склоняюсь я над родным лицом, и вот какой диалог происходит между нами. Сынок, скажи мне, кто рядом лежит со мной? Соседка говорит мне: Я пенсионерка! Я громко говорю маме прямо в ухо (она ведь после травмы плохо слышала): Мама! Она пенсионерка. Мама удовлетворённо закрывает глаза. Чувствуется, что ей приятно, что рядом с ней лежит такая же труженица, как и она сама. (К слову, мама проработала на одном и том же заводе тридцать семь лет.) Спроси её, сынок, а где она работала? вопрошает дальше мама. Передайте Вашей матери, что я никогда в жизни не работала и получаю пенсию за своего мужа. Всё это передаётся мной маме. И тут ч чувствую, что в её бедных мозгах идут какие-то напряжённые логические измышления. Для неё непонятно, как это вообще возможно, никогда в жизни не работать и ещё получать пенсион за труд другого человека. Гримаса удивления и даже какого-то презрения появилась на её лице. И вдруг она мне говорит: Илюша! Передай этой женщине, что она просто "дура". (Мама после выздоровления никак не могла поверить, что она так могла оскорбить человека). Не передавайте мне ничего, я слышу голос Вашей матери, кричит "ленивая" больная. В дверях палаты столпились санитарки, нянечки, больные. Никто ведь не верил, что мама выживет, а тут, как говорится целое кино. Старуха-то ожила и говорит. Я прошу извинения у "ленивой" больной, пытаюсь ей объяснить, что это всё ещё действует наркоз на маму, что моя мама человек деликатный, тонкий, что она сейчас не ведает, что говорит. Передайте Вашей "деликатной" маме, что я не просто пенсионерка, а пенсионерка Всесоюзного значения, грозно рокочет мне соседка. Мама! почти умоляюще я кричу ей на ухо, Она пенсионерка Всесоюзного значения. Лицо моей мамы принимает строгое и почти отрешённое выражение с каким-то библейским налётом просветлённости. Я чувствую, что опять, но уже более сложная логическая задача, требующая своего разрешения, начинает терзать её больную голову. И вдруг, о ужас, как древнегреческая Пифия или ветхозаветный оракул, моя бедная мама вещает: Мой сын! Передай этой женщине, что она не просто дура, а дура Всесоюзного значения! Взбешённая старуха, не помня себя, вскочила на ноги, и без костылей и палочки выбежала вон из палаты. Хохот и аплодисменты стояли кругом. Так моя прекрасная мама за несколько минут поставила своим словом человека на ноги, чего не в состоянии была сделать медицина. Многие спрашивают брата, откуда у него такой словесный дар и уникальная память. Ясно откуда. От мамы. В просвист грудного штакетника Спят санитары больничные Тихо свернувшись калачиком Ребе играет на скрипочке, Илья Клейнер. 2011-2014 Библиотека » Илья Клейнер. Улыбка заката. Автобиографическая повесть |