|
||
Илья Клейнер. Молчит народ от ГодуноваСегодня Россия переживает мучительно свою историю. Идёт глубоко противоречивый и драматический процесс отмирания и зарождения новых цивилизованных форм жизнеустроения. Многие зачинатели, творцы "перестройки" 1986 года сошли с политической сцены. (Я бы скорее назвал этот переломный процесс не "перестройкой", а "гражданской войной в сфере экономики, политики, культуре и духовной жизни". С ней можно соглашаться, можно и не соглашаться, можно бездумно возносить до небес, а можно и ниспровергать. Сегодня практически всё можно говорить и даже бросаться на амбразуру дота, зная заранее, что ответная очередь выстрелов будет холостой.) Сегодня слова великого Пушкина "Молчит народ от Годунова" превратились в свою историческую антитезу. События в Форосе в 1991 году и затем последующие трагические дни у Белого дома в октябре 1993 года показали всему миру на какой мучительный и трудный, но исторически неизбежный путь встала Россия. Распад бывшего Союза, разрушение экономических связей между республиками, постоянно нарастающая инфляция и лоточно-базарная экономика без продуманной стратегии, понижение жизненного уровня людей и геометрически возрастающая криминогенность, возникновение мафиозных структур и их сращивание с политическими образованиями новых партий и блоков, забастовки шахтёров, металлургов, медиков, учителей и т.д., возникновение новых фашистских организаций, огонь гражданской войны на окраинах России, всеобщая апатия и усталость народа вот далеко не полный перечень тех кризисных социальных явлений, которые переживает сегодня многострадальная Россия и её многострадальный народ. Мы понимали, что дальше так жить, как мы жили нельзя. Если мы хотим (а мы хотим), чтобы с нами на равных разговаривали "другие", нам нужно на равных уважать и любить этих "других". Для этого нам необходимо перестроить в корне наши правовые институты, нашу экономику, нашу мораль, поставив в центре нынешних событий судьбу "маленького" человека, его обычные земные интересы. Только со свободы и счастья личности начинается свобода и счастье всех членов общества. Как и многие другие, я имею свою точку зрения на перемены, происходящие в нашей стране, в частности, по вопросам гласности, демократии и правам человека. Со многими теоретическими положениями этого процесса я принципиально не согласен. Приведу хотя бы один пример продолжающей существовать "заорганизованности", против которой мы все так боремся. Недавно я принял участие в работе нового общества "Мемориал", которое проводило "Неделю совести" (создание памятника жертвам сталинских репрессий, название и обозначение всего кровавого "Архипелага Гулага", помощь бывшим заключённым и семьям, безвинно пострадавшим, всенародный сбор пожертвований на воздвижение мемориала человеческому горю, и т.д.). Что может быть прекрасней и возвышенней этой высокодуховной миссии забитой и придушённой совести нашего человека? Ничего. Но почему опять "неделя"? Давайте тогда проводить "месячники", "декады", "годовщины" человеческой совести. Неужели безнравственные "красные" и "чёрные" субботы и субботники становятся очередным мероприятием? Неужели нашу человеческую многострадальную совесть нужно хронологически урезать рамками недели? Мне думается, что совесть это константа человеческой цивилизации. Вот почему для меня подлинная перестройка (буду использовать общепринятый термин, ничего не поделаешь) естественная, постоянная, органичная эволюция человеческого сознания, включённая объективно всем ходом мировой цивилизации в свою духовную историю. Эта "Перестройка не есть манифест или программа той или иной партии, съезда, потому что её внутренний строй есть божественное устроение, богоугодная соборность человеческого общежития в космическом пространстве. Страна, которая оставлена Богом, или вернее забыла о Боге, ни о каком обустроении души, а следовательно, и собственной жизни не может даже и мечтать. Только наши чувства, мысли и дела, будучи Богоугодными, являются действительной реальностью. Человеческое сердце неотделимо от Бога. Илья Клейнер. 2011-2014 Библиотека » Илья Клейнер. Улыбка заката. Автобиографическая повесть |