|
||
Илья Клейнер. Феномен ИерусалимаЧто меня больше всего поразило в Иерусалиме это сам феномен Иерусалима, как некое мифическое вместилище человека между небесной и земной твердью. Разбросанный на огромных холмах город кажется нерукотворным созданием самих природных стихий, его кубические и прямоугольные формы являются органичным продолжением самой формообразующей природы. Это потрясающее впечатление особенно усиливается на восходе и закате солнца. Нежнейшие переливы природного камня от розовато-охристого до тёплого белого создают образ архитектонической чистоты и возвышенности. Этот город, как белоснежный лебедь, парит над миром, его границы не упираются в земное продолжение, но, сливаясь, растворяются в голубом или чернильно-чёрном куполе космической бездны. Любуясь этим городом на расстоянии, я впервые понял, как человеческий гений на протяжении тысячелетий сумел духовно организовать синтез архитектурной и окружающей среды, духовное продолжение которого находится в каждом сердце приезжающего сюда человека. Наиболее сильным впечатлением от Иерусалима было ощущение, что твоё существо растворилось в какой-то Божественной ауре. Здесь такие категории, как бесконечное и конечное, вечность и миг, абсолютность и относительность, принимали наиболее космогонический, астральный смысл. В этом городе я всё время ощущал присутствие мощнейшей ирреальной силы, волновые поля которой буквально каждый миг пронизывали всё моё существо. Для России наука и иррационализм два взаимоисключающие понятия. В Израиле же почему-то "всё не так, как у людей", здесь проблема "иррационализм и наука" обсуждается серьёзными учёными авторитетами. В Иерусалиме мне почему-то всё время казалось, что рядом со мной, а может быть и надо мной стояли Ветхозаветные герои, пророки и иудейские цари. Этот город-музей под открытым небом являл из себя сиюсекундную сопряжённость трёх временных пространств, в которой моё настоящее существование принимало значение бессмертного бытия. Я видел бесконечные толпы людей, группы туристов со всего света. Шли одиночки бедуины, лютеране из Скандинавии, евангелисты, баптисты из России, французские монахи и кармелиты, католики из Италии и Польши, буддисты, мусульмане, шли строгие, все в чёрном и в больших меховых шапках хасиды блюстители Ветхого Завета. Здесь были все религиозные конфессии мира. Разноязычность и разноплеменность всё здесь соединилось и наполнилось каким-то особым, высоким смыслом человеческого сродства. Здесь неважно было, еврей ты или араб, русский или француз. Пророки разные, да Бог Один и Един. Мусульмане шли к Мечети Омара, чтобы совершить свой намаз, но многие из них вероятно не знали, что именно на этом самом месте когда-то стоял величественный Храм Соломона. А рядом, почти у основания Золотого купола "Кипат-аль-а-села" евреи всего мира молились у Стены Плача, вкладывая в каменные расщелины Стены свои послания к Богу. Моя мама также была у Стены Плача и положила свои просьбы к Всевышнему. Накануне вечером она спросила меня: Сынок, на каком языке можно обратиться к Богу? Я ответил: На любом. Когда она подходила к Стене, все люди, пораженные её почтенным возрастом. И, главное, тем, что она сама шла, уступали ей место. Как будто восхищение и любовь всего мира сопровождали мою маленькую маму к Стене Плача. Вечером она мне сообщила: Я попросила Бога, чтобы он залечил раны у сына моей знакомой. Ему делали четыре операции, а раны всё кровоточат. И подумалось мне тогда, ведь не о нас, детях, даже не о друзьях, а совершенно незнакомом, но страждущем человеке в первую очередь просила моя мама. Какая высота духа! Когда мама завершила свой подвиг, а я по-другому и сегодня не могу назвать её приход к Стене Плача, нам нужно было преодолеть путь примерно в километр, который круто поднимался вверх. Стояла 35-градусная жара. Выхлопы бензина туристских автобусов, сухой раскалённый воздух затрудняли дыхание. Через каждые 30-30 метров мы остановились, чтобы мама могла сделать несколько глотков воды. И тогда я взял маму на руки и внёс её на вершину горы, где стояла наша машина. Я не понимал, что говорили нам люди вслед, но я чувствовал, что они нас благославляют и любят. Когда на Иерусалим обрушилась ночная темь, я спросил у мамы: Трудно ли тебе было подниматься вверх? Мама ответила: А я не чувствовала ничего. Ведь мне помогал сам Бог. Ещё с времён Великого Исхода, Застывший плач разрушенного Храма, Стена моя алтарь исповедальный Здесь каждый вздох прощанье и свиданье И мать моя, припав к святым каменьям, Молилась мать, ещё не ощущая За всех друзей, предавших и любимых, Стена моя из солнечного света, Взошла звезда над сонной Галилеей, Сегодня мать в Божественном поместье, Когда мы покидали Израиль, готовились два события. Первое выставка произведений Марка Шагала. Второе перевыборы мэров городов. На всех центральных магистралях, улицах, столбах плакаты с изображением двух парящих в небесах влюблённых великого Витебского мечтателя. Они летели высоко над этой дивной страной и в то же время были здесь, рядом. А по соседству - небольшие цветные агитки кандидатов на предстоящие выборы. И вспомнились мне слова В.Набокова: "Я хотел бы жить в той стране, где изображения политиков были бы меньше почтовой марки". Израильтяне терпеливо и упорно на скалах и песке выращивают деревья и цветы. Этот титанический труд воистину может быть сравним с трудом гётевского Фауста. Но Фауста молодого и сильного. Мне также хочется посадить своё дерево в Израиле. И выстроить свой дом. И зажечь пасхальную свечу. И вырастить внука. И подарить этой стране монумент "Реквием жертвам еврейского народа". Я хочу посвятить всё моё искусство моему Великому народу. Илья Клейнер. 2011-2014 Библиотека » Илья Клейнер. Улыбка заката. Автобиографическая повесть |