|
||
Илья Клейнер. Микаэл ТаривердиевПерелистывая осторожно страницы своей поседевшей памяти, я вдруг припомнил, как однажды, где-то в середине 80-ых г.г. ко мне пришёл Микаэл Таривердиев. (Я не случайно вспомнил этот визит. Сейчас вы поймёте, о чём речь. Она имеет прямое отношение к моим "песенным штудиям") Я заварил кофе, мы закурили свои трубки. Понятно, что разговор у нас зашёл об искусстве. Я пытался доказать своему другу, что он не имеет права тратить своё драгоценное время на участие во всевозможных фестивалях, жюри, конкурсах, теле и радиопередачах. Я тогда считал, что талант не может распылять своё короткое земное время на побочные занятия, какими бы они ему не казались значительными. В ответ Микаэл привёл мне пример Льва Толстого, который живо откликался на все острейшие вопросы своего времени, волновавшие русское общество после отмены крепостного права. Я помню, он спросил меня: Скажи, как ты считаешь, неужели его гневное слово в защиту"Дела Бейлиса" не есть логическое продолжение трагического финала романа "Воскресенье" или "Не могу молчать"? И далее продолжил: Я думаю, что для великого старика были равными как его писательский труд, так и его гражданская публицистика. Я отвечал, что слово Толстого являлось единственным универсальным орудием совести в обоих случаях, а для композитора создание музыки и слово его о музыке всё-таки разные ипостаси. Микаэл тут же парировал: "А душа одна. И тут и там!" Сегодня могу сказать, что я тогда был неправ. Я просто не смог разглядеть в одном Микаэле двух Микаэлов: одного за роялем, другого в возможностях, притаившегося, как бы не осуществлённого, но всяческий раз, не в угоду бытийному времени, готового реализовать сокрытые в нём духовные потенциалы, причём, их реализация по профессиональному уровню никоим образом не уступает его основному делу. Когда-то Генрих Гейне сказал о такой душе: "В её глубинах много жемчужных дремлет див". Вот эти дивы дивные и были тем основным камертоном, который создавал ему у всех людей, знающих его, ореол романтической возвышенности и даже прижизненной легендарности. Мне кажется, Микаэл был одним из немногих счастливых людей, которые, несмотря на седину и возраст, оставались в душе мальчишками. Лев Толстой о таком типе людей говорил: "В человеке столько человека, сколько в нём ребёнка". Микаэл и был таким большим ребёнком со сказочной душой. Именно сказочность его души, не взирая на трагические изломы и боли ХХ столетия, несмотря на личные потери и потрясения, выводила его музыкальный талант и саму его обыденную жизнь на иную, более высокую или, точнее сказать, возвышенную траекторию существования, в которой было всё: и радость первопроходца мира, и тихая грусть по умершей любви, и веточка сирени в морозном окне, импровизации, шутки, розыгрыши. Об одной из таких импровизаций я сейчас расскажу. Именно она и произошла в ту памятную нашу встречу. Помню, у нас зашла речь о необычном в жизни. Я спросил Мику: Ты помнишь тот эпизод в кинофильме "Семь шагов за горизонт", гдерассказывалось о молодом человеке, который на предложенный сюжет, тут же, на глазах у слушателей, мог сочинить стихотворение?Хочешь, я сейчас, при тебе сотворю песню? Но только давай усложним эксперимент. (Зная увлекающуюся натуру друга, я поддразнивал его.) Предлагаю, чтобы и ты одновременно со мной писал мелодию, причём, если появится непредвиденная пауза с моей стороны, ты не останавливайся, а продолжай импровизировать, кружить вокруг основного ствола, как молодые тополя вокруг дуба. Мы можем в этом хороводе меняться местами, но песню должны довести до конца. Я увидел, как загорелись глаза Микаэла, он тут же предложил тему "Ярославна". Через полчаса песня была создана. Я не берусь в словах воспроизвести то состояние, в котором мы находились. Это невозможно. Сегодня я искренне сожалею, что тогда не включил магнитофон, но текст я помню точно. Вот он: ЯрославнаИ садился князь на коня, Не гляди так в мои глаза, Как над полем над русским стон, Белый сокол в красны травы упадёт, Задрожит копьё железное и медь Опрокинется звезда в дневную темь, Плачет женщина. не стыдясь, В начале 90-х гг. мы случайно встретились в магазине"Мелодия"на Мясницкой. И вдруг Микаэл почему-то меня спросил:"А ты помнишь нашу "Ярославну?" Я лишь кивнул ему в ответ. 17 июля 1996 года в городе Сочи на восходе солнца умер Микаэл Леонович Таривердиев. Стояло тёплое, розовое утро. До этого несколько дней над морем нависали тучи, моросил дождь, и Микаэл жаловался на боли в сердце. Композитор вышел на балкон, затем вернулся в комнату, лёг на диван и... ПамятиМ.ТаривердиеваСирень сиреневая в серебре По лестнице минорной в коридор, Струны оркестра тихий перебор Прошу, маэстро, продолжайте такт, Печаль и крест. Невыносима боль. Илья Клейнер. 2011-2014 Библиотека » Илья Клейнер. Улыбка заката. Автобиографическая повесть |