|
||
Илья Клейнер. Ни дня без строчкиВозносясь над пригорком отшумевших лет, я сегодня всё отчётливее вижу и осознаю, что именно 50-летний рубеж в моей жизни явился тем поворотным моментом, благодаря которому все мои устремления, все мои душевные порывы и искания были сосредоточены на внутренней самореализации, на выходе которой стояло лишь одно творчество. Только одно оно и давало смысл моему существованию, оправдание моему присутствию на земле. Для меня день, прожитый безсобственной строчки, без движения кисти по полотну был просто немыслим. Да такого дня и не было, говоря по правде. Моё время стало определяться не боем курантов на башне Кремля, не стрелкаминастенных часов, а ударами сердца, заполненными личными мазками красоты на безбрежном пространстве окружающего мира. Именно тогда я осознал, что внутренняя моя страна по своим масштабам, по своейдуховной наполненности, по своему одинокому всхлипу выбросу ничуть не меньше заоконной страны. Напротив, она гораздо шире и необозримей, а по большому счёту неисчерпаемей всеговидимого, внешнего пространства. Конечно же, темы, сюжеты, сама почва всё это было как бы вне меня, а вот лопата, мотыга, которыми я возделывал собственный огород были моими. Понятно, что не мне судить-рядить, какие созрели (или не созрели) плоды. Откровенно говоря, это меня всего меньше интересует. На дешёвую потребу дня я никогда не горбил свой день, считая подобное занятие дурным тоном и недостойным делом. Пастернаковскиестрочки "Позорно ничего не знача, быть притчей на устах у всех" практически были и моими строчками. Его завет "Цель творчества самоотдача" стали моей органикой, смыслом ежедневной жизни. Два луча, один из внутренней страны, идущий из груди во вне, и второй луч, из внешней страны, соединились в одной точке творчества. Получилась светоносная пирамида. Многим ли её виден свет? Не уверен. Говоря откровенно считанным людям. Печалюсь ли я? И да и нет. Когда умру поговорим. Для меня же главное, чтобы моя светоносная пирамида, вобравшая в себя два луча этих двух стран, по возможности, светила подольше. Другого мне и не надо: Не я произрастал в стране. Я в той стране, что за окном, Я в той стране, что вне меня, А в этой, плачущей от стужи, За ту готов был напролом, Прости меня мой окаём Моя страна всегда в груди. Я царь и раб. Я верх и низ, С 1995 года по 2000 год выходят в свет три поэтических сборников моих стихов, одна книжка рассказов, два каталога живописных работ, к одному из которых делает предисловие Фазиль Искандер. В это же время я создал серии мозаичных портретов героеввойны 1812 года и жён декабристов, которую передаю в дар городу Чите. В этот же период я делаю большой портрет Христофора Колумба, выполненный в технике "флорентийской мозаики", приуроченный к 500-летию со дня открытия Америки. (Кстати, эта работа не была отправлена в Испанию по той лишь причине, что моё выступление на телевидении против "церетелизации" не пришлась по вкусу определённым кругам московских чиновников. До сих пор она стоит в моей мастерской недовостребованной.) В эти же годы я начинаю создавать серию "Знаменитые евреи мира", персонажи которой начинают восходить к временам Авраама и заканчиваются нашими днями. Подобный выброс творческого адреналина был возможен только благодаря тому, что рядом со мной была моя жена. Мой Элик, которая только одним своим присутствием озаряла мою душу вдохновением и нежнейшим светом любви. Без неё я был бы ноль без палочки. Мои артерии с твоими, Переплелись войной, бедою, Что это, дар или везенье, Вопрос всегда сложней ответа Но почему, как оловянный Советы, критические замечания Элика оказывают неоценимую помощь в создании моих литературных работ. И всё это делается ею тактично и деликатно. Умнейший лингвист, тончайший пониматель слова не только в его грамматическом правильном написании, но и внутрисмысловом содержании, она зримо и незримо ведёт моё слово по бумаге. И не только слово, но и саму мою жизнь. Мой Элик это вечный образ, эскизы к которому я пишу каждый день, а он, находясьздесь, рядом, на расстояниивытянутой руки и поцелуя, одновременно где-то там, далеко-далеко, за горизонтом, как таинственный и недоступный идеал. Любое моё желание она практически понимает без слов: здесь срабатывает иной, высший уровень общения, настроенныйне только на количестве лет прожитой совместной жизни, но ещё на чём-то таком, что не требует своего звукового оформления. Моя младшая дочь Оленька порой шутит: "Два человека с высшим образованием, а послушать вас одни междометия, обрывки слов диву даёшься. Вот бы вас записать однажды на магнитофон и дать вам послушать". Ну, что тут скажешь, дочка права: Жена моя ты всё моё, Я без тебя, как спичка без огня, Я знаю, что и там, за роковой чертой, За всё, за всё тебя благодарю, Илья Клейнер. 2011-2014 Библиотека » Илья Клейнер. Улыбка заката. Автобиографическая повесть |