|
||
Илья Клейнер. Адаптация к новой жизниОписывать подробно наше пребывание в Пайсе небольшом северном городке Германии я не буду. Как сотни других иммигрантов мы жили в одном общежитии для переселенцев, ожидая распределения в другие города страны со стороны германской администрации. Образовавшаяся пауза в жизни не обескуражила нас, не подавила своим одномерным ежедневьем, хотя и расцвеченным довольно-таки непривычными картинами чужой жизни, с её уютными ландшафтами, обычаями, нравами. Мне казалось, что какой-то невидимый волшебный канат, занозистый и шероховатый, с наступлением каждого нового дня вбрасывается из будущего в наши сердца и мы медленно, но уверенно, шаг за шагом начинаем двигаться по нему в свою туманную даль. Именно в это время, как никогда ранее, я стал задумываться над извечными вопросами бытия: кто я, зачем пришёл в эту жизнь, какова моя роль и есть ли она вообще, а если и есть, то в чем её суть? Нет, это не были праздные вопросы, вызревающие на дармовых хлебах,подаренных нам германским налогоплательщиком как акт покаяния за совершенный исторический грех, а напротив, являлись органичным порождением личного опыта и мироощущения в совершенно иных условиях адаптации к новой жизни. Именно в это время, замкнутый в небольшой кубатуре немецкого уюта, я почувствовал себяравным по судьбе со всеми другими иммигрантами, а с другой стороны, в то же самое время, какая-то странная, внезапная сила с неотступной настойчивостью подталкивала меня восстать над самим собой, над этим усредненным и устоявшимся бытом и сотворить нечто такое, что было бы достойно своему призванию на земле. Я принимаю подобных Гонимых неравнодушьем Чтоб выйти в распах вселенной Всем от рождения даден Но тиной мы заростаем Колокол слышится дальний, Наконец, получив приглашение от того же Николая Эпштейна, мы с женой выезжаем в Потсдам и поселяемся в общежитие на Киршаллее (Вишнёвая аллея), в котором прожили восемь месяцев, пока не получили отдельную трёхкомнатную квартиру в самом центре города. Наша жизнь в общежитии практически ничем не отличалась от жизни всех других иммигрантов, если не считать, что я каждый день трудился за письменным столом или у мольберта. Что меня больше всего поражало в этот период? Это какая-то неуёмная, первобытная жажда наших переселенцев к дармовому обогащению. Практически любой предмет, выставленный немцами у своих подъездов как ненужный в обиходе, начиная от телевизоров, приёмников и кончая креслами, коврами, стульями и этажерками, тут же немедленно переносились нашими людьми в свои комнаты. Когда-то Шолом Алейхем вопрошал устами своего героя: "Зачем еврею два календаря?" Я также вослед знаменитому писателю мог спросить: "Зачем еврею два холодильника или три телевизора?" Ответа у меня не было. Ещё не став членами общины, мои собратья по судьбе, начинали кучковаться, сбиваться в стайки, и с высоты своего былого житейского опыта и местопроживания в стране вечнозеленых помидоров начинали рьяно, с кипучей энергией, достойной иного применения, осуждать немецкие порядки и обычаи. Это уже потом, через определённое время, став полноправными членами общины, некоторые из них, у которых в одном месте постоянно гудит пионерская зорька, начнут писать подметные письма и сочинять кляузы на своих единоверцев в немецкую администрацию, бороться всяческими не дозволенными методами за командные посты в той же общине. Кроме глубокого сожаления у меня поведение этих людей не вызывает. Сегодня я думаю, что подобная дурная энергетика была не только и не столько свойством характера этих людей, их психотипа и даже генотипа, а скорее больной рефлексией эго на несостоявшуюся прежнюю жизнь у себя на родине. Дармовое пособие, получаемое ежемесячно (кстати, которое в таком объёме не существует ни в одной стране мира), плюс открывшаяся свобода, не задействованная настоящим, серьёзным личным трудом, отсутствие у большинства осознания своего предназначения и приводило к подобному образу жизни. Точно знаю, не всякий признается, Внутривенная и безглагольная, И летят по параболам станции, И снимая с души ксерокопии, В супермаркетах, как истуканы, Переполненные энергетикой, Мы и здесь, над германской смородиной, Ах, еврейская ты моя нация - Одурев от безделья, мы в паузах, А когда нас прижмёт по-чёрному, Но когда-нибудь без овации, И тогда никакие земные Илья Клейнер. 2011-2014 Библиотека » Илья Клейнер. Улыбка заката. Автобиографическая повесть |