|
||
Илья Клейнер. Еврейская община ПотсдамаВ конце первого года пребывания в Германии я вступил в еврейскую общину Потсдама. Меня сразу же поразила её бурлящая жизнь, с её эмоциями, планами, прожекторами,с большими болями и маленькими победами. С одной стороны религиозные праздники, встречи с раввином, изучение Торы, траурные собрания, посвященные дням Холокоста, кошерная пища, соблюдение субботы и еврейских обрядов. С другой чисто светская жизнь, с концертами, беседами и лекциями, встречи с известными артистами, писателями и учеными России, Европы, Израиля, занятия в кружках, туристические поездки, консультации со специалистами по различным вопросам, касающихся социальных сторон жизни и так далее, и так деле. Сказать, что меня втянул с головой этот ежедневно бурлящий еврейский котлован таки нет, хотя я и выступаю перед членами гемайды (общины) с различными беседами на темы искусства и литературы. Меня скорее больше всего интересует психология нашего человека в условиях эмиграции, как он реагирует на различные сложности жизни вокруг собственной персоны, принимает ли он мир таким, каким он есть, или стремится его улучшить хотя бы на один миллиметр в сторону добра. Кстати, об этом и многом другом, у меня есть книга рассказов, вышедшая в Москве в 2008 году под названием "Лист Мёбиуса" (Москва ОАО Издательство "Радуга".) Меня всегда поражала и поражает одна из особенностей еврейской натуры, а именно как на один и тот же,казалось легкий вопрос, наш потомок Моисея мог давать совершенно вроде логические ответы, а вот сама исконная правда жизни как бы уходила, ускользала на второй план. Еврейская традиция не отвергает в принципе абстрактное мышление. Мудрецы стараются предусмотреть все возможные варианты; ситуации, которые рассматриваются в Талмуде, иногда могут лежать в сфере маловероятного. Но сама изучаемая проблема всегда должна иметь конкретный смысл и прочную опору в реальной жизни. Вот это соединение желаний и даже затаенных мечтаний с конкретикой самой реальной жизни германии стало особенно ощутимым, когда во главе еврейской общины Потсдама стали такие неуёмыши духа, как Владимир Генкин и Михаил Ткач. Появились конкретные предложения проекты администрации города, в которых чётко указывалось, что мы можем дать немецкой стороне. Причём, в этих проектах указывались конкретные фамилии и имена, профессия, сроки реализации их задействования. Возник настоящий, двухсторонний контакт общины и города в сфере культуры и науки. КПД молодых людей стал востребованным. Нет, не всех, и это понятно в условиях современного мирового кризиса, но процесс, как говорится, пошёл, пусть медленно, со скрипом, но пошёл. Такие люди, как Рудольф Еременко, Игорь Дворник, Вячеслав Голков, Евгений Кутиков, Александр Донской, Николай Эпштейн, Дмитрий Михалевич, Александр Гуржи, Светлана Жукова, Алла Киселёва и многие другие получили дополнительный импульс в применении своего творческого, административного потенциала. Всего лишь два примера. Сегодня Рудольф Еременко создаёт содружество русскоязычных писателей, поэтов, критиков, проживающих в Германии, и эта миссионерская деятельность проводится им на фоне своей постоянной работы журналиста в газетах "Алеф" и "Русский Берлин". Как говорится ветер вам в парус, гер Ерёменко. А вот профессор, доктор технических наук Дмитрий Михалевич за создание своего фундаментального труда, посвященного современной геодезии и картографии России номинирован на одну из высоких научных премий в своей бывшей родине. Великолепно, батенька, так держать и впредь! Выходит, что мы всё-таки кому-то нужны и даже очень. Пусть не все, как хотелось бы. И тем не менее. Но вернусь к себе любимому. Когда-то моя мама сказала, что если моему сыну поставить стол на Северном полюсе, он и там будет работать. Всё правильно. Как я сказал ранее, день прожитый без творчества, для меня смерти подобен. А здесь, в Потсдаме, я имею не только письменный стол, но и большую мастерскую в самом центре города, которую мне помог получить мой большой друг Михаил Ткач. В этой прекрасной, светлой мастерской я тружусь не только за столом, но и за мольбертом, создавая свои "нетленки". Больше того, в этой мастерской существует несколько лет "Клуб Ильи", куда приходят мои друзья и за чашечкой душистого чая или за рюмочкой водки говорят о насущных делах нашей общины, слушают выступления на темы литературы и искусства. А за всем за этим стоит простое и такое естественное желание прижаться плечом к плечу, чтобы хотя бы на время почувствовать себя не таким одиноким на чужбине. Больше того, наши встречи становились настоящими праздниками души, когда к нам приходили "на огонёк"такие известные люди, как Фазиль Искандер, Анатолий Приставкин, Борис Рацер. Все они оставили свои надписи на стене мастерской. Вот одна из них, сделанная Анатолием Приставкиным: "Вечный вопрос объединения народов, который мы бестолково решали по-соседски, люди искусства давно решили, объединяясь, как здесь, у дорогого Ильи, в дружном застолье, в атмосфере сочувствия, взаимопонимания и любви!" 26/6-2004 г. Илья Клейнер. 2011-2014 Библиотека » Илья Клейнер. Улыбка заката. Автобиографическая повесть |