|
||
Илья Клейнер. Полотна о холокостеЖивя здесь, в Германии, в уютном Потсдаме, я ещё острее почувствовал неизбывную потребность запечатлеть на холсте страшную трагедию моего народа Холокост. Болевая, кровоточащая память вложила в мою руку кисть. Сегодня в моей мастерской стоят 44 полотна, посвященные этой трагедии еврейского народа. Такого ужаса не испытывала на себе всемирная история человечества, как Холокост. Шесть миллионов в годы фашисткой диктатуры были брошены в топки лагерных печей, зверски замучены в газовых камерах, расстреляны и подвергнуты варварским опытам в лагерных застенках Бухенвальда, Освенцима, Орадура, Треблинки. Для меня Холокост это не только отгремевшая история, канувшая в небытие, но живая, пульсирующая память, которая живёт во мне. Это я был убит и растерзан фашистскими палачами, разорван на куски немецкими овчарками, это с меня, живого сдирали кожу, из которой делали абажуры и кошельки, это меня голого бросали в снег и проверяли, сколько часов я могу жить. Для меня Холокост это и сталинская диктатура, и Соловки, и Колыма, это и Солженицын, и Варламов, и Гинзбург, и Королёв, и мой отец, это вся география вселенского ада ХХ века, не знающая границ и национальных различий. Но так сложилось и закольцевалось судьбой, что я оказался жив в этой кровавой экспозиции ужаса и зла на зло Гитлеру и Сталину. Я семисвечник и треножник, Я правда горького обмана Я смрад гноящихся вагонов Я шелест губ над желтым свитком Я огнедышащая смальта Я стон и плач над Бабьим Яром, Я тельце впаянное в наледь Я Анна Франк* в бреду тифозном Я нерубцующая язва Освенцима и Орадура Плыву невидимо, не слышно Анна Франк девочка из Амстердами. Умерла от тифа в фашистском лагере. Остался её знаменитый дневник, известный теперь всему миру. Эдит Штайн монахиня кармелитка. Умерла в газовой камере в Освенциме в годы гитлеровского нацизма. Холокост ("сожжение") невозможно понять осмыслить на логическом уровне. По выражению Ханы Арендт, Катастрофа представляет то "что не может быть объяснено с точки зрения истории, даже если обратиться к самым чёрным её периодам, это абсолютное зло. Шоа это нечто большее, чем бездна, пропасть истории. Она находится за пределами того, что история может ещё вынести. Она непостижима для разума". Слова каменеют в горле Над хрустом и скрежетом рубки За что моему народу В ответ тишина леденеет, Гитлер злобно вопил на всю Европу: "Das Gewissenist ist einejudische Ertindung" "Совесть это еврейская выдумка". Германский параноик ошибся. Совесть не выдумали евреи. Совесть это нравственная заповедь Бога, Он её автор. Но вот евреи впервые в истории человечества ввели понятие совесть, как говорил в своё время Филон Александрийский, в этико-философский словарь иудаизма. Чтобы установить в мире диктат насилия, Гитлер стремился продемонстрировать пагубную идею необходимости уничтожения еврейского народа, олицетворяющего моральное сознание людей земли. Не вышло. Я был в Освенциме, я видел лагерь смерти своими глазами. Для меня Холокост это не только шесть миллионов загубленных жизней, но прежде всего 1+1. Потому, что вся моя родня, начиная от годовалой сестрички Шелечки и кончая бабушкой Ханой и дедом, раввином Пинхасом, была уничтожена в Бабьем Яру. Мой дед гордо шёл в свой последний путь, держа на руках ребёнка и пел Колнидрей. Гитлер убил его тело, но так и не смог поработить его дух. Для меня ещё и сегодня земля над Бабьим Яром дышит и взывает к отмщению. Немецкая нация, Геном энергетики Железная воля И падают дети, Есть свойство истории Сегодня Германия Да, мир меняется в сторону добра. Мучительно, медленно, со скрипом, и, тем не менее, меняется. Это исторический факт и от него не уйдёшь. Но что мне делать с моей проклятой памятью, которая не может, да и не хочет предать забвению эту страшную страницу в истории Европы? Молчит уставшая природа, И чем светлее, тем я старше, Стою, пронзенный тишиною И фрески лиц из чёрной смальты И дальше, выше, выше, выше А я ещё на свете этом Да, не все наши эмигранты, прибывшие на ПМЖ в Германию, помнят и хранят в своём сердце уроки Холокоста. Горько и больно это осознавать, но, увы, такова правда жизни. Нет, я не осуждаю и не сужу таких. Особенно когда речь идёт о пожилых и больных людях. Им и так перепало по жизни такое, что и не пожелаешь никому другому. Но вот молодые люди, не желающие знать своей истории и вступившие на путь прожигания жизни на дармовых немецких хлебах это страшно. А ещё страшнее, когда это потребительское отношение к жизни происходит при абсолютном попустительстве взрослых. В разбойном клёкоте потсдамских голубей, Переступив за край привычных мест и дат, Курортизируем на паперти свобод, Сегодня неофашисты вновь поднимают головы, устраивая дикие оргии, демонстрации и шествия по площадям и улицам Европы. Сегодня некоторые идеологи и политики пытаются пересмотреть уроки Второй мировой войны. С этим нельзя примириться. И совершенно другое дело, когда суровую правду о войне, какой быгорькой и страшной она не была, рассказывает честный и бескомпромиссный человек, поднимая засекреченные материалы из архивов Генштаба, Лубянки, как это сделал, например, Владимир Синельников в своём многочасовом фильме "Миф о войне".Я видел, с каким вниманием и волнением его смотрели убеленные сединами пожилые люди потсдамской общины. У многих на глазах стояли слёзы. Низкий поклон тебе, мой московский друг за твоё святое дело, низкий поклон от всех нас. Три года я создавал свою серию полотен на тему Холокост. Без высоких слов могу ответственно заявить, что на каждой картине запеклась капля моей крови. (В прямом смысле. Так, после написания одной из картин под названием "Два вампира" я был доставлен в клинику с сердечным приступом.) Сегодня я продолжаю работать и дальше над этой кровоточащей темой. Поэт Твардовский когда-то сказал: Это нужно не мертвым. Согласен. Но наполовину. Считаю, что это нужно и мёртвым. Там, на небесах, души убиенных и замученных не поймут меня, если я остановлюсь на пол-пути. А я хочу быть понятым и принятым не только здесь, на земле, но и там, на небесах. Другого мне не дано. Моя затаенная мечта организовать передвижную выставку этой серии по всему миру на базе имеющегося стационара центра Холокост. И не важно, в какой стране он будет находиться. А для этого мне нужны неравнодушные люди, меценаты, благотворители, спонсоры. И сказано было : "Да не оскудеет рука дающего!" Все вырученные деньги от экспозиции выставок должны пойти на благотворительные дела, в первую очередь всем тем ветеранам старикам, которые пока ещё живут среди нас. Почему-то вспоминаются слова царя Давида: "Благословен идущий во имя Всевышнего!" Я хочу, чтоб мои старики перед смертью, пережив такую страшную Катастрофу, улыбнулись и не плакали по ночам. Они заслужили это. В квинтах и терциях бледные альты, Самый весёлый праздник на свете, Ржавая кровь на озябших одеждах. Пурим сегодня. Вчера и вовеки. Илья Клейнер. 2011-2014 Библиотека » Илья Клейнер. Улыбка заката. Автобиографическая повесть |