|
||||||
Сильвестр ЩедринПервым прославил русскую пейзажную живопись племянник Семена Щедрина - Сильвестр Щедрин. Прежние русские пейзажисты учились по картинам европейских художников, а работы Сильвестра Щедрина покупала нарасхват вся Европа. Правда, на его пейзажах европейские зрители не увидели русской природы: после окончания Академии Сильвестр Щедрин жил в Италии и там умер. Сначала молодой художник держался того, чему его учили в Академии. Он написал "Старый Рим". Рим на этой картине - город прошлого, давно минувших времен. Повсюду высятся памятники древности, зарастают зеленью развалины старинных зданий. Но вскоре Сильвестр Щедрин написал "Новый Рим". Он будто спорил с самим собой. Нет, будто говорил он, Рим не только город прекрасной старины. Это живой, сегодняшний город. Рядом с соборами и замками стоят простые дома. В них живут простые люди. Этим людям, сегодняшним горожанам, нет никакого дела до каменных руин. Они ловят с лодок рыбу, покупают вино и хлеб, стирают белье. И этот сегодняшний город по-своему так же прекрасен, как древний. Еще больше понравился Сильвестру Щедрину веселый, шумный Неаполь, вся жизнь которого словно выплеснулась на улицы. Он поселился на набережной Санта-Лючия. В письме к родным художник рассказывал: "Вы сами себе представьте весь ералаш: берег уставлен стойками, где продают устрицы и прочие морские гадины, также и рыбу, тут же находится колодезь с серной водой, трактиры, куда собираются ужинать только одно рыбное, и едят на открытом воздухе... Некоторые идут купаться в ванны, которые расставлены по берегу морскому, впереди их обыкновенно бежит куча мальчишек, кувыркаясь и валяясь по земле в грязи... Ложась спать, я запираю жалюзи, после окошко, там ставни... Лежишь, лежишь, да и встанешь смотреть... А у них не только танцы, да и маскарад: поставит себе на шляпу зажженные свечи, расхаживает, а мальчишки на него прыгают и тушат..." Оживленную, пеструю, многолюдную набережную Санта-Лючия художник не раз показывал на своих холстах. Сильвестру Щедрину нравились уютные бухты, ласковое, спокойное море, рыбацкие хижины у самой воды. Ему нравилось смотреть, как рыбаки ловят рыбу, разгружают лодки, продают улов, отдыхают на берегу. Он говорил, что любит "народ гуляющий и трудящийся". Он любил писать террасы на берегу моря. Виноградные лозы вьются по серым каменным столбам. Лучи солнца пробиваются сквозь зелень листвы, полосами и пятнами ложатся на каменный пол. Вспыхнул пронзенный лучом резной зеленый лист. Внизу лениво шевелится море. В знойный полдень отдыхают на террасе рыбаки. Позы людей свободны и ленивы. Один небрежно оперся плечом о шероховатый прохладный камень колонны и неторопливо беседует о чем-то с мальчиком, должно быть - подручным. Другой заснул, сидя в тени на полу. Ярко горит на солнце красная рыбацкая шапочка. После смерти Сильвестра Щедрина горожане, крестьяне, рыбаки - "трудящийся народ" - долго вспоминали своего приятеля, веселого и доброго русского художника. Порудоминский В. |