|
||
КипренскийОтец Кипренского был барин, а мать крепостная. Барин не признал мальчика своим сыном и отдал его на воспитание дворовому человеку Адаму Швальбе. Когда Кипренский вырос и сделался художником, он написал портрет приемного отца. Портрет вышел на редкость хорош. На выставке в Италии никто не верил, что это работа молодого российского художника. Даже знатоки считали, что портрет создан кем-то из великих мастеров прошлого. "Русский хочет нас надуть! - говорили они.- Вещь написана Рубенсом или Рембрандтом!.." И это была лучшая награда чужому человеку, который стал Кипренскому хорошим отцом. Шести лет Ореста Кипренского определили в Академию художеств. Но воспоминания о детстве, проведенном среди крепостных, наверно, не оставляли его. Уже известный художник, он делал карандашные наброски своих друзей, крестьянских ребятишек - Андрюшки, Моськи, Петрушки. Нарисовал милую смешливую девочку - калмычку Баяусту - в красном халате и красном колпаке. Баяуста прислуживала в доме президента Академии художеств. Госпожа брала ее с собой в церковь. Там барыня молилась, а девочка отбивала вместо нее земные поклоны. Накануне Отечественной войны 1812 года Кипренский работал в Москве. Все понимали, что войны не миновать, и в душе готовились к завтрашним битвам. В Москве Кипренский помогал скульптору Мартосу возводить на Красной площади памятник славным защитникам Отечества - Минину и Пожарскому. В эту пору Кипренский создал портрет офицера Давыдова. Долго считали, что это портрет будущего партизана Дениса Давыдова. Но ученые установили, что, скорей всего, художник изобразил другого человека с той же фамилией. Конечно, жалко расставаться с мыслью, что перед нами герой-партизан. Но кого бы ни написал Кипренский, его Давыдов - настоящий воин. Он хорош горячей красотой смелого бойца. За его легкими, непринужденными движениями скрыта сила, постоянная готовность к подвигу. Когда началась война, художник сменил кисть на быстрый карандаш. Он работал горячо, жадно. Участники войны на портретах Кипренского - настоящие герои и при этом его дорогие друзья. На портрете приятеля художника, юного Оленина, помечено, что рисунок сделан вскоре после "получения им тяжелой контузии на Бородинском поле...". После войны Кипренский уехал в Италию. Слава его быстро росла. Итальянские мастера попросили его написать самого себя для знаменитой галереи, где были собраны портреты лучших художников Европы. Ни один русский не удостоивался такой чести. В 1823 году Кипренский вернулся на родину. Молодой богач Шереметев поселил художника у себя в доме. Кипренский сделал огромный парадный портрет Шереметева - представил его во весь рост, в блестящей форме офицера-кавалергарда; за его спиной одна за другой открываются бесчисленные комнаты его дома-дворца. Порудоминский В. |