|
|||||
ВенециановВенецианов был хорошим мастером-портретистом, когда ему досталось небольшое имение. Художник приехал в деревню и увидел жизнь, прежде ему неизвестную. Ему очень хотелось передать новые впечатления в своем искусстве, но он никак не решался сделать первый шаг. Ему помогла картина французского художника, изображавшая внутренний вид римской церкви. "Что, если и я сделаю так же? - подумал Венецианов.- Только вместо церкви, да еще римской, у меня будет гумно - сарай, где молотят рожь". Он распорядился спилить одну стенку сарая и повторил на полотне открывшееся его глазам просторное, уходящее вдаль помещение. Впереди, на переднем плане, он поместил отдыхающих крестьян. Подальше стоит лошадь с телегой - вывозить смолоченную рожь. Позади, на заднем плане,- открытая дверь, а за ней - край деревни. Внимательно, видно, что любуясь, написал художник одежду крестьян - сарафаны, армяки, повойники, лапти и нехитрые орудия их труда - цепы, которыми молотят хлеб, серпы, метлы, грабли. Все лучшие картины художника Венецианова рассказывали о жизни крестьян. Художник любовно писал сарафаны, лапти, серпы, грабли. Он писал, как крестьяне растят и убирают хлеб. Картины Венецианова "На пашне. Весна" и "На жатве. Лето" похожи одна на другую. Так бывают похожи сестры: лицом разные, но что-то роднит их, помогает угадать в них сестер. Весна. После зимнего отдыха проснулись поля. Земля напиталась влагой. На деревцах зеленеет молодая листва. По весеннему прохладному небу плывут легкие облачка. Крестьянка вышла боронить. Она ведет двух золотистых лошадей. У края поля играет ее ребенок. На женщине нарядный сарафан - такой не надевают, когда идут работать в поле. И ступает она по вспаханной земле красиво и легко. Освещенная солнцем крестьянка в праздничном наряде сама похожа на радостно шагающую по земле весну... Глядя на хлебное поле, крестьяне видят, как движется время. Только недавно, кажется, пахали они эту землю, боронили, бросали в нее семена - и вот отзеленели хлеба, колосья налились, пожелтели, настала пора жатвы. Лето. Крестьянки жнут серпами хлеб, вяжут его в снопы. Одна отошла ненадолго в сторону - покормить ребенка. С помоста, где она устроилась, поле видно далеко. Под синим небом золотится густая рожь. В картине "Весна" воздух свежий, а в этой - жаркий, все залито зноем. Крестьянка смотрит, как работают ее подруги. Острый серп лежит рядом. Сейчас возьмет его и снова поспешит в поле. Каждая минута дорога. Картины Венецианова передают его восхищение сельской природой, людьми, которые живут вокруг, их умением работать. Венецианов очень часто писал деревенских детей. Озабочен чем-то деловитый "Захарка". В отцовской шапке, в больших рукавицах, с топором на плече, он будто "мужичок с ноготок", о котором несколько десятилетий спустя расскажет в стихотворении великий русский поэт Николай Алексеевич Некрасов. У Пушкина есть стихотворение "Деревня". Оно начинается так: Приветствую тебя, пустынный уголок, Поэт рассказывает о прелести деревенской жизни. Под его пером рождаются чудесные картины: темный сад, луг, уставленный душистыми скирдами, двух озер лазурные равнины... За ними ряд холмов и нивы полосаты, Пушкин написал стихотворение "Деревня" в ту пору, когда Венецианов решил посвятить деревенской жизни свое искусство. Картины, которые создавал словами Пушкин, похожи на те, которые создавал красками Венецианов. Но Пушкину мало рисовать "подвижные картины". Среди прекрасной природы господствует "барство дикое". Труд, собственность, время крестьянина, он сам, его дети принадлежат жестокому владельцу. Невозможно жить в деревне и не замечать позорного рабства. Друзья Пушкина, будущие декабристы, готовились выступить против самодержавия и крепостного права, и Пушкин в стихах высказывал их мысли и чувства. Картины Венецианова не звали к борьбе. Но он показал, как прекрасны лицом и сердцем "рабы", и в этом его заслуга. Порудоминский В. |