|
||
Карл БрюлловЛетом 1833 года художник Карл Брюллов, который работал тогда в Италии, окончил картину "Последний день Помпеи". Жители города Рима и многие приезжие толпились у двери его мастерской в надежде увидеть замечательное творение. Имя русского живописца скоро сделалось известно всей Европе. Девятнадцать столетий назад город Помпеи погиб во время извержения вулкана Везувия. Это событие - гибель города - изобразил на своей картине Брюллов. Охваченное пламенем небо застилают черные тучи дыма и пепла. Течет раскаленная лава. Рушатся здания. Люди, в ужасе бегущие из города, как бы застыли на мгновение, ослепленные зловещей вспышкой молнии. Но и в эту страшную минуту красота человека, величие и сила человеческого духа торжествуют над смертельной опасностью. Женщина крепко обняла своих дочерей - даже смерть не заставит ее разжать руки. Юноши несут на плечах старого отца. Обессиленная мать просит сына оставить ее и спасаться самому, но тот неумолим: они либо пойдут вместе, либо вместе будут ожидать гибели. Мужественный помпеянец в порыве отчаяния укрывает плащом жену и детей, как бы желая легкой тканью уберечь их от огня и града горячих камней. Брюллов изобразил в толпе и себя: в миг ужасного бедствия художник спасает самое дорогое - ящик с кистями и красками. Ни одна русская картина не знала прежде такой славы. Когда Брюллов возвратился на родину, в Россию, его встречали как победителя. Учителя художника и его товарищи надели на него лавровый венок. Все повторяли строки стихотворения, написанного к приезду прославленного живописца: И стал "Последний день Помпеи" Пушкин хорошо помнил каждую подробность "Последнего дня Помпеи". Однажды, задумавшись, он набросал у себя в тетради рисунок пером: сыновья несут старика отца. Тут же начато стихотворение о картине Брюллова: Везувий зев открыл - дым хлынул клубом, пламя Пушкин увидел в картине не только рассказ о гибели города. Решается судьба народа. Падают кумиры - статуи богов и героев, которым прежде поклонялись люди. Героем картины впервые в русской живописи стал не один человек, а народ. Отец Карла Брюллова, Павел Иванович, был художником и резчиком по дереву. Он рано заметил способности сына и сделался первым его учителем. Трудолюбивый Павел Иванович знал, что искусство, кроме таланта, требует упорства и постоянных занятий. Каждый день маленький Карл должен был нарисовать положенное число человечков и лошадок. В Академию художеств Карла Брюллова приняли десяти лет. Он быстро оставил позади товарищей по классу и старших учеников. Карл легко выполнял академические задания, охотно помогал товарищам, делал картинки к настольным играм, писал декорации для ученических спектаклей. Дома, по воскресеньям, он работал еще больше, чем в Академии: рисовал, лепил, чертил географические карты, повторял - копировал - картины великих мастеров. Добиваясь точности и совершенства, юный живописец сделал семь копий с портрета монаха, написанного, как тогда считали, испанским художником Веласкесом. Голову старика, написанную другим мастером, он скопировал около двадцати раз. Уже будучи знаменитым, Брюллов говорил, что художник должен садиться за работу с восходом солнца и кончать ее, ложась спать. Порудоминский В. |