Художник Илья Клейнер
О художнике | Работы | Фото | Видео | Отзывы | Библиотека | Обратная связь

Перов Василий Григорьевич

Любовь к простому народу переполняет картины Перова. На всех картинах, которые мы увидим, есть дети. Художник страдал от того, что дети бедняков живут так тяжело. Он хотел, чтобы люди помнили об их тяжелой доле. Мы узнаем имя мальчика, изображенного на картине "Тройка". Мы услышим также рассказ человека, бывшего "ученика", о его страшном детстве.

На дороге в монастырь

Василий Григорьевич Перов любил выходить за городскую заставу, на дорогу, по которой бесконечной вереницей тянулись богомольцы В старинный подмосковный монастырь - Троице-Сергиеву лавру. Шли странники с посошком в руке и холщовой котомкой за плечами, крестьянки в пыльных зипунах и побитых лаптях, нищие, калеки, чистенькие старушки в чистеньких белых платочках, юные девушки, дети-сироты. Оставляя облако пыли, проезжали в открытой коляске барин с барыней. Молодая, упитанная купчиха отдыхала на лавочке в тени забора и звонко смеялась шуткам своих веселых попутчиков.

Цепкий взгляд художника выхватывал из толпы бессчетные лица. Множество сцен, занятных и грустных, привычных и неожиданных, отпечатывалось в памяти.

...В тенистом саду расселся под деревом толстый монах. Не спеша, с удовольствием он тянет с блюдца горячий чай. На нем богатая шелковая ряса, высокая шапка - клобук. Наверно, он важное лицо: молодой монашек не смеет сесть с ним за стол и пьет чай стоя, за его спиной. Сюда же, в сад, забрел нищий -слепой, безногий солдат с мальчиком-поводырем. Совсем недавно солдат, не жалея себя, сражался за родину: на его ветхой шинели - Георгиевский крест, высшая награда за храбрость в бою. Теперь он протянул к монаху высохшую, бледную руку,- может быть, упадет на ладонь хоть мелкая медная монетка. Но монах и головы не повернет в сторону нищего, только косится на него заплывшими глазками. Молодая хозяйка сердито отстраняет солдата - иди своей дорогой, не мешай святому отцу чай кушать...

Встречая толпу богомольцев, Перов думал: "Добредут эти люди до монастыря, приложатся к потемневшим от времени чудотворным иконам, наслушаются согласного церковного пения, надышатся сладковатым дымом ладана,- что дальше? Полегчает ли их жизнь? Станет ли в ней меньше горя и обид?

А этот барин? Сделается ли он добрее к крестьянам? Даст ли им земли? Поможет скотиной и хлебом? А эта купчиха? Перестанет ли она наживаться и обманывать? Накормит ли бесплатно голодных? Оденет ли раздетых?.." И на все эти вопросы художник отвечал: "Нет".

Про картины Перова говорили, что они "больно кусаются". Картина "Чаепитие в Мытищах" в самом деле "кусачая" картина. Жирный монах вызывает у зрителей гнев и насмешку. Но когда смотришь на несчастного слепого солдата, на нищего мальчика-поводыря, чувствуешь душевную боль художника.

Перов видел, как страдает народ, сочувствовал ему, страдал вместе с ним. Лучшие картины Перова полны чувства сострадания.

Порудоминский В.




Выставка работ
Портрет
Декор-стиль
Пейзаж
Кабо-Верде
Натюрморт
Мозаика
Жанровые
Тема любви
Love-art
Религия
Соц-арт
Различные жанры
Памяти Маркиша
Холокост
Книги
Улыбка заката
На сквозняке эпох
Поэмы, рассказы
Кто ты, Джуна?