|
||
Крамской. Некрасов в период "Последних песен"Поэт Некрасов тяжело болел. Он знал, что дни его сочтены. Стихи, которые поэт сочинял во время болезни, он называл "Последние песни". В них он прощался с читателями, с жизнью. Друзья Некрасова да и сам поэт хотели, чтобы после него остался хороший портрет, написанный Крамским. Но больному было очень тяжело сидеть перед художником. Крамской проводил у Некрасова целые дни, но иногда за день удавалось поработать всего полчаса. На портрете у Некрасова красивое, исхудалое лицо, скорбное и мужественное. Руки скрещены на груди. Все находили, что портрет получился удачным. Но Крамской говорил: "Нужно еще посмотреть". Воображение подсказывало ему новый портрет поэта. Он решил написать Некрасова таким, каким видел его каждый день. Больной поэт лежит, накрытый простыней, рядом - столик с лекарствами. Сначала Крамской хотел поставить в изголовье постели шкаф с охотничьим оружием, а у ног Некрасова поместить его любимую собаку, но скоро отказался от этой мысли. Грустная картина про умирающего человека, который любил охотиться, но больше уже никогда не пойдет на охоту, показалась ему не совсем верной. До последнего дня Некрасов не расставался с главным в своей жизни - с поэзией. Однажды он прочитал Крамскому новое стихотворение. Умирая, поэт верил, что отчизна его будет свободной, гордой и счастливой, что в этой свободной отчизне народ будет знать его стихи. И Крамской понял, что поэт бессмертен, пока живет его поэзия. Он не стал писать ни охотничьих ружей, ни собаку. Он изобразил Некрасова в минуты творчества. Лицо и руки его исхудали, он бледен и слаб, но он не думает о смерти - он пишет стихи. Смерть не властна над поэтом. Он победил ее своим творчеством. Произведение Крамского, конечно, больше чем портрет. Оно скорее похоже на картину. Это как бы портрет-картина. Крамской назвал ее "Некрасов в период "Последних песен". Порудоминский В. |