|
||
Иван Никитин. Портрет Петра ПервогоСохранилось немало портретов Петра Первого. Его писали в сверкающих рыцарских латах, с орденскими лентами через плечо, в красной царской мантии, подбитой белым, с черными хвостиками горностаевым мехом. В ту пору и художники и люди, чьи портреты они писали, рассуждали так: "Надо, чтобы человек на портрете всем своим видом рассказывал о своих заслугах. Например: "Смотри на меня- я великий царь". Или: "Я тот грозный полководец, который наводит всюду трепет"..."Но вот совсем другой портрет Петра. Простая одежда: черный камзол, белый шейный платок. Никаких знаков царской власти. Нет ни трона, ни лежащей возле него на бархатной подушке императорской короны. И за спиной царя не изображены ни поле боя, ни морское сражение, ни дворцовые покои с уходящими вдаль колоннами. Луч света, будто упавший на холст, выхватывает из темноты лицо человека пытливого ума, большой воли, сильных чувств. Этот портрет написал Иван Никитин. Он тоже сумел бы передать и металл доспехов, и пушистый мех, и переливчатый атлас, и теплый, мягкий бархат. Но для него главное - лицо человека. Никитин хотел, чтобы замечательный человек на портрете угадывался не по знакам "величества", а по величию натуры, которая выказывает себя в его лице. Иван Никитин не раз писал Петра Первого. С красками, кистями, холстами он сопровождал царя в его бесконечных поездках. Сохранилась записка царского секретаря к одному вельможе: "Скажи Ивану Никитину, чтобы он взял с собою краски и инструменты, также и полотно, на чем ему писать персону государеву, приехал сюда немедля..." Петр очень ценил "природного" российского живописца. Он отправил художника в Италию - продолжать учение. Когда Иван Никитин проезжал по чужим землям, Петр добивался, чтобы европейские короли и знатные особы "велели свою персону ему описать". Пусть знают, писал Петр, "что есть и из нашево народа добрые мастеры". Порудоминский В. |