|
|||
Михаил ШибановХудожники прошлого не представляли себе, что можно написать правдивую картину про крестьянскую жизнь. "Художник должен изображать красивое,- рассуждали они,- а что красивого в грубых мужиках и деревенских бабах, в их кафтанах, лаптях, телегах, убогих избах?.." Ученикам Академии даже запрещали смотреть на мужиков: боялись, что будущие живописцы испортят изящный вкус. Если же какой-нибудь художник и принимался за сельскую сцену, то у него получалась как будто сцена из балета. Хорошенькие поселяне и поселянки в нарядных костюмах, с танцующими движениями были больше похожи на загримированных артистов, чем на тех настоящих крестьян, которые работали день и ночь, чтобы их господа сытно ели, роскошно одевались, жили во дворцах, веселились на балах и любовались произведениями искусства. И вдруг - картина. А на ней крестьяне. Такие, как на самом деле. И, словно для того, чтобы никто не сомневался, что "мужики" настоящие, художник на обороте холста написал: "Сия картина представляет суздальской провинции крестьян". И прибавил: "Писал в 1774 году Михаил Шибанов". Крепостной художник Шибанов находился при своем господине в столице, исполнял портреты знатных лиц, но никогда не забывал свою настоящую родню и настоящих друзей - крестьян. В избе за столом собралась крестьянская семья - родители, дети, внук. Точно в пословице: "Вся семья вместе, так и душа на месте". Старуха ставит на стол общую чашку с едой. Ее морщинистое лицо, жилистые руки рассказывают, сколько пришлось ей потрудиться на своем веку. Дожидаясь обеда, задумался о чем-то старик. Видно, жизнь и его не обошла трудами и заботами. Их сын занят важным делом - нарезает хлеб. Нарезает по всем правилам: левой рукой прижимает к груди каравай, а правой ведет на себя нож, отделяя большие, во всю ширину каравая, ломти. Рядом его жена держит на руках малыша. Молодой отец только и смотрит на ребенка. Его глаза светятся улыбкой. Ласково и нежно лицо молодой матери. Ласковым и нежным движением прижимает она к себе дитя. Праздничная одежда женщины, свет, который падает ей на лицо, помогают нам почувствовать ее радость. Изба, непокрытый стол, общая чашка, похлебка, ржаной каравай, "мужицкие" лица, бороды, натруженные руки - все, по господским понятиям, неизящно, а картина получилась замечательная. Люди, их движения, чувства красивы и выразительны. Шибанов первый привел в русскую живопись настоящих крестьян. После "Крестьянского обеда" он написал "Празднество свадебного договора": жених приехал смотреть невесту. И, как в прошлый раз, на другой стороне холста Шибанов пометил, что работал над картиной в той же "суздальской провинции", в селе Татарове. Порудоминский В. |