|
||
Cеттеченто - искусство XVIII векаВ XIX веке произведения венецианской живописи можно было уже встретить в большом числе в домах венгерских аристократов и богатых буржуа. И хотя значительная их часть попала за границу и рассеялась, странствия многих весьма ценных картин закончились в будапештском Музее изобразительных искусств. В последние годы нам удалось обогатить собрание Музея такими важными произведениями как большие картины Себастьяно Риччи на библейский сюжет и его «Венера, «Святое семейство» Питтони, декоративная серия Доменико Тьеполо, изображения выполненные братьями Гварди, ансамбль Фонтебассо. В последнее время наши знания в области венецианской живописи XVIII века значительно обогатились. Вряд ли в европейской живописи есть другой раздел, о котором в наши дни столько пишут и на материале которого устраивают такое большое число выставок, как венецианское сеттеченто. Искусству этого периода посвящены объемлющие труды и статьи по отдельным вопросам, монографии, каталоги. Однако исключительное обилие материала, все вновь возникающие проблемы, новые атрибуции неудержимо ведут к новым поискам и исследованиям. Работа по изучению и оценке искусства сеттеченто на первых порах столкнулась с серьезными препятствиями, с необходимостью бороться со вкусовой ограниченностью. XIX веку вообще было чуждо искусство сеттеченто, в котором он видел выражение разложения, перерождения. Этот век осуждал отходящее от идей Возрождения представление о форме, капризный рисунок сеттеченто, его самовольный колорит. В начале нашего столетия венецианская живопись XVIII века была знакома скорее только в широких общих чертах, лишь по произведениям нескольких наиболее выдающихся мастеров. В результате новейших исследований мы теперь более или менее ясно представляем себе искусство этого периода во всех его деталях и связях, можем произвести правильные оценки, точно обрисовать его историческое положение. Представление о творчестве больших мастеров — к примеру, Тьеполо и Себастьяно Риччи — благодаря обнаружению их ранних произведений значительно расширилось. Удалось осветить деятельность многих забытых художников, таких как Джованни Антонио Гварди, Марко Риччи и др., и был опубликован значительный материал из музеев и частных собраний, до того остававшийся неизвестным. Именно в этой связи можно рассчитывать на бесспорно большой интерес к демонстрации будапештским Музеем изобразительных искусств своего богатого собрания венецианской живописи. Публикация до сих пор неизвестных произведений, детальный разбор произведений уже знакомых, явится полезным вкладом в дело полного и глубокого изучения венецианского сеттеченто. Клара Гараш, 1977 г. |