|
||
Джованни Антонио Пеллегрини - венецианский живописецОдин из наиболее популярных живописцев-декораторов той эпохи Джованни Антонио Пеллегрини, подобно Антонио Беллуччи и Себастьяно Риччи, прославился, в первую очередь, своими работами, выполненными за границей. Согласно одним источникам, он был учеником Риччи, согласно другим его соперником. В 1708 году он поселился в Англии, но после приезда гуда Риччи поступил на службу к пфальцскому курфюрсту Иоганну Вильгельму и работал в Дюссельдорфе и Бенсберге. Кроме того, он жил и работал в Голландии, Париже, Дрездене и Вене. В Венеции, где он был сравнительно недолго и только начиная с конца двадцатых годов работал более или менее продолжительное время, Пеллегрини играл более скромную роль. Жизнь его мы хорошо знаем по его письмам к золовке, известной писавшей пастелью художнице Розальбе Каррьера, творчество же знакомо нам сравнительно мало. От больших серий его настенных картин на первоначальных местах почти ничего не осталось и множество его творений исчезло бесследно. Современники прославляли прежде всего бравурную свежесть, живость изображения и декоративную живописность его работ. Метод изображения его сходен с методом Риччи, но мягче и живописнее. Пеллегрини более решительно порывает с традициями барокко, композиция его картин свободнее, а колорит их светлее. В его творчестве совсем не видно академической строгости и пластичности, еще ощутимых у Риччи. Архитектонические элементы, формирующие пространство, играют совсем незначительную роль в его искусстве, для которого прежде всего характерны декоративная оживленность, игривое очарование и театральная организация пространства. Эти черты обычно связывают со стилем рококо, и действительно, ни один венецианский мастер не был столь близок к французскому рококо, как Пеллегрини. Подобно другим историческим живописцам, он обращался к широкому кругу тем, писал алтарные образы и религиозные сцены, использовал исторические и мифологические сюжеты, аллегории, но не отказывался и от портретов. Его достоинства как живописца носят прежде всего декоративный характер и проявляются главным образом в работах на светские темы. В картинах религиозного содержания отсутствуют глубина и сила чувства, они, как правило, вялы и поверхностны. Эти черты, которые особенно ярко выступают при сравнении с работами Пьязетты или Тьеполо, характеризуют и находящийся в Будапеште эскиз к алтарному образу для венской церкви Карлскирхе.
Джованни Антонио Пеллегрини. Исцеление Иисусом парализованного. Картина «Исцеление Иисусом парализованного», написанная в тридцатых годах, с ее игриво волнистыми формами и меловыми цветами является типичной для зрелого периода творчества художника, когда его искусство отличалось своеобразным лирическим по настроению характером. Клара Гараш, 1977 г. |