|
||
Джованни Баттиста Питтони - венецианский живописецДжованни Баттиста Питтони (1687 - 1767) – венецианский живописец, ученик Франческо Питтони. В отличие от Пьязетты, который шел своим особым путем, Джованни Баттисту Питтони, также работавшего в области станковой живописи, характеризует дальнейшее органическое развитие венецианских традиций и удачное приспособление к общепринятому вкусу. Он не путешествовал подобно другим живописцам-декораторам за границей, а всю свою жизнь работал в Венеции и Северной Италии. Однако произведения его были ценимы по всей Европе, и он писал по заказам испанского короля, саксонского и кёльнского курфюрстов и других владык. Его несколько театральные, но превосходно построенные классические исторические сцены и изящно утонченные изображения святых имели огромный успех. «В отличие от моего мнения, одним из лучших считают исторического художника Питтони», — говорит о нем наблюдательный Алгаротти и метко замечает: «Я видел у него столь длинные сидящие фигуры, что они поистине не могли бы встать». Джованни Баттиста Питтони. Святая Елизавета Венгерская раздает подаяниеБезусловно, для фигур Питтони характерна некоторая неестественность, манерность в духе рококо, и нам кажется, что богатая организация пространства, великолепный рисунок и свежий колорит не всегда компенсируют недостаточную выразительность и то обстоятельство, что художник без всякого стеснения постоянно повторяет свои собственные композиции, группировки, типы. Так, в бесчисленных вариантах и копиях сохранилось одно из наиболее популярных его произведений «Святая Елизавета Венгерская раздает подаяние».
Джованни Баттиста Питтони. «Святая Елизавета Венгерская раздает подаяние». 72 x 42,5 см. Приобретена у частного владельца из города Печ в 1927 г. Небольшая, яркая по живописи картина представляет собой эскиз к алтарному образу, написанному Питтони в 1734 году по заказу кёльнского курфюрста Клеменса Августа для мергентхеймской замковой часовни немецкого рыцарского ордена. По множеству сохранившихся вариантов и копий (Аугсбург, Городской музей; Бремен, Кунстхалле, частные собрания в Мюнхене и Зальцбурге) можно заключить, что данное произведение Питтони пользовалось необычайной популярностью и в кругу немецких австрийских художников нашло немало подражателей.
Джованни Баттиста Питтони. «Святая Елизавета Венгерская раздает подаяние. Фрагмент». Над четырехугольником, образуемым неплотно стоящими, коленопреклоненными, сидящими и лежащими фигурами, по центральной вертикальной оси картины победно высится фигура золотоволосой королевской дочери в белом одеянии. Ее распростертые руки заключают замкнутый круг группы голодающих, сплотившихся на переднем плане. Движения изящны и утонченны, пропорции удлиненные, цветовая гамма, как и вообще Питтони, светлая, с преобладанием светло-синего и лимонно-желтого цвета. Будапештский экземпляр, исходя из свежести мазка и живости способа выражения, следует считать оригинальным эскизом крупного живописного творения, изготовленного в 1734 году для алтаря часовни в Мергентхейме. Джованни Баттиста Питтони. Святое семействоИзвестно несколько вариантов и другой находящейся в Будапеште композиции Питтони — «Святое семейство» (репр. 12).
Джованни Баттиста Питтони. «Святое семейство». 38,5 х 46,5. Приобретена у частного владельца в Будапеште в 1952 г. Подобно предыдущей картине, к этому полотну Питтони также сохранилось множество вариантов. Художник первоначально запечатлел сцену в виде алтарного образа с изображением фигур во весь рост (Ровиго, Академия деи Конкорди; Лондон, Национальная Галерея и др.). Однако вскоре Мария, кротко взирающая на младенца, покоящееся на белом покрывале дитя и дремлющий на переднем плане Иосиф, стали персонажами самостоятельной картины, исполненной во многих вариантах. На вытянутых в горизонтальном направлении вариантах (Веймар, Дворцовый музей; Венеция и др.) участники сцены приближены к зрителю, а общее впечатление от картины лиричное и проникновенное. Современник и биограф художника, Занетти, подчеркивает невыразимое очарование произведений Питтони, а это очарование, нежность выражения, чистое сверкание красок характеризует и будапештское полотно. Джованни Баттиста Питтони. Святой РокСкромнее, незначительнее два небольших изображения святого Рока, бывшие в свое время популярными образками, которые братство св. Рока раздавало верующим.
Джованни Баттиста Питтони. «Святой Рок». 42 х 32. Поступила из наследства Калмана Перлаки в 1901 году. Сохранилась надпись: «Di Gio Batta Pitoni Detto Pittoncin 1727». Как доказал Андор Пиглер, подобно другому будапештскому изображению св. Рока работы Питтони, эта работа из собрания Пиркера с поясным изображением святого была написана для раздачи верующим от имени братства св. Рока. Вместе со многими подобными картинами – нам известны работы на эту тему Тьеполо, Пьязетты, Дизиани и других – она выставлялась в августе в день праздника братства перед Скуола ди Сан Рокко. Вероятно, там приобрел эту картину в 1736 году граф Тессин, сообщавший о своей покупке в письме в Стокгольм. Сходное с будапештским изображение св. Рока работы Питтони находилось, согласно источникам, в конце XVIII века в собрании Сильвестри в Ровиго (I. Rovigo, Accademia dei Concordi). Клара Гараш, 1977 г. |