|
||
Джованни Доменико и Лоренцо Тьеполо - венецианские художникиОба сына Тьеполо, Джованни Доменико (1727 – 1804) и Лоренцо (1736 – 1776), были также живописцами и превосходными сотрудниками, помощниками отца. Они принимали участие во всех более крупных работах старого мастера, в том числе и в создании вюрцбургских и мадридских фресок. Джованни Доменико и сам был выдающимся художником, великолепным рисовальщиком и талантливым живописцем-декоратором, и несмотря на то, что он шел вплотную по следам отца, он сумел придать своему творчеству, обращенному уже преимущественно к светским темам, индивидуальный колорит. Настенные картины, выполненные семейством Тьеполо в их вилле в Цианиго, украшающие сейчас дворец Реззонико в Венеции, объединяют в пестрый и декоративный ансамбль игривые карнавальные сцены, красочные, веселые моменты обыденной жизни и живописные греческие мифы. К такого рода работам относились, судя по всему, и четыре небольшие настенные росписи, перенесенные на холст, которые попали недавно в будапештский Музей изобразительных искусств. Согласно традиционному предположению, они происходят из венецианского палаццо Лабна, Джованни Батиста Тьеполо в 1750 году работал над украшением дворца семейства Лабна пышными фресками, среди которых находится и всемирно знаменитая картина «Пир Клеопатры». По-видимому» позже в этой работе принял участие и Джованни Доменико. Однотонные (в так на пинаемом стиле гризайль) картины, подражающие барельефам, изображают стилизованные под античность сцены жертвоприношения и порхающих херувимов. Джованни Доменико Тьеполо. Сцена жертвоприношения
Джованни Доменико Тьеполо. «Сцена жертвоприношения». Гризайль, фреска, перенесенная на холст. 50 х 114,2 Вместе с парной к ней картиной т двумя маленькими тондо приобретена в 1963 году у будапештского частного владельца. Предположительно первоначально находилась в палаццо Лабиа в Венеции. Джованни Доменико часто помогал отцу в работе над фресками и сам создал в этом жанре немало выдающихся творений. Однако в его фресках нет того захватывающего размаха, того богатства фантазии, которые характеризуют работы старшего мастера. Мотивы и фигуры, хорошо знакомые по творчеству Тьеполо старшего, Доменико выписывал более рассудочно и сдержанно. Он питал особое пристрастие к своеобразному декоративному решению в виде небольших монохромных настенных картин, выполненных в манере, подражающей барельефу, и служащих как бы сопровождением к роскошной по колориту потолочной картине. Подобные работы встречаются часто и у Тьеполо старшего. На стенах виллы семейства Тьеполо в Цианиго, Доменико написал в стиле гризайль целую серию поэтических по настроению картин, сходных с будапештской. Теперь они находятся в Венеции, во дворце Реззонико. Первоначально и качестве части большой декорации они размещались в простенке над дверьми. По композиции, колориту и способу изображения они напоминают настенные картины Джованни Доменико Тьеполо из виллы в Цианиго, и подобно им могли быть выполнены в пятидесятых годах. Джованни Доменико Тьеполо. «Отдых святого семейства на пути в Египет»Несколько более раннего происхождения другое хранящееся в Будапеште произведение Тьеполо младшего, а именно «Отдых святого семейства на пути в Египет» (1750), увековеченное и в форме офорта. С изящной уравновешенностью и проникновенностью изображает эта картина отдыхающие под пальмами фигуры.
Джованни Доменико Тьеполо. «Отдых святого семейства на пути в Египет». 47,7 х 65. Получена в дар от Йожефа К. Беера в 1932 г. Гравюра по меди с этой картины выполнена Доменико Тьеполо в 1750 г. Тьеполо младший, который был, подобно отцу, мастером графики, в 1759 году издал в Венеции серию гравюр по меди под названием «Раздумья художника о бегстве в Египет». 27 листов серии показывают в различных вариантах святое семейство, спасающееся бегством в Египет от избиения младенцев в Вифлееме. В число их входит и лист, датированный 1750 годом, изображающий отдыхающую под пальмами группу, композиционно расположенную так же, как на будапештской картине. Идиллическая по настроению картина, на которой фигуры и пейзаж сливаются в гармоническое целое, — одно из самых красивых ранних творений Доменико. В ней уже ясно проявляются черты, наиболее существенно отличающие творчество сына от творчества отца: более непосредственное, интимное настроение, большее значение элементов пейзажа и мирской жизни, более обыденный и вместе с тем холодный, сухой способ изображения. Джованни Доменико Тьеполо. Бог-отец
Джованни Доменико Тьеполо. Бог-отец. 96 х 81. Из пештского собрания Миклоша Янковича. Эскизы к картине хранятся в Музее Коррер, Венеция. Эта картина, ранее приписываемая Джованни Баттисте Тьеполо, теперь в искусствоведческой литературе атрибутирована как работа Доменико. В наши дни путем исследований, раскрывающих мельчайшие детали, можно точно и ясно различить произведения этих двух мастеров, а не продолжать старую практику, по которой все более слабые работы Тьеполо старшего приписывали его сыну. Индивидуальные особенности колорита и форм говорят о том, что будапештская картина — вероятно, часть большего произведена — принадлежит кисти Доменико Тьеполо. Клара Гараш, 1977 г. |