|
||
Антонио Канале (Каналетто) - венецианский живописецАнтонио Канале (1697 - 1768), более известный под именем Каналетто, начал свой творческий путь как театральный декоратор. Он был, пожалуй, самым популярным мастером в жанре ведуты; англичане буквально засыпали его заказами и, по отзывам современников, платили ему за картины фантастические суммы. Творчество его хорошо изучено, только самый ранний период несколько неясен. Две хранящиеся в будапештском Музее, до данного альбома никогда не публиковавшиеся работы его могут пролить некоторый свет именно на этот отрезок времени. Оба большие по размерам полотна изображают римский пейзаж: на одном мы видим площадь перед Капитолием, на другом, подписанном автором «А. Canale 1719» (1749?), — церковь Антонина и Фаустины. Антонио Канале. «Площадь Капитолия в Риме»
Антонио Канале. «Площадь Капитолия в Риме». 148 х 200 см. Вместе с подписной парной картиной происходит из будапештского собрания Енё Зичи и из венского собрания Эдёна Зичи. В 1872 году вместе с коллекцией Гзелл поступила на аукцион в Вене. Согласно каталогу аукциона, происходит Шлейсхейма. Подпись, которая была обнаружена при реставрации и производит впечатление достоверной, а также рисунки, сохранившиеся в эскизном альбоме Каналетто, говорят в пользу принадлежности ему этой до сих пор еще никогда не публиковавшейся картины. Согласно источникам, в 1719 году Каналетто вместе с отцом был в Риме и, очевидно, тогда изготовил серию этюдов с наиболее достопримечательных памятников Вечного города, которые позже поступили частично в Британский музей в Лондоне, частично в музей в Дармштадте. Дармштадтский рисунок во всех основных чертах совпадает с нашей картиной и показывает портал церкви Арацэли и площадь Капитолия под тем же углом зрения. Антонио Канале. «Церковь Антонина и Фаустины в Риме»
Антонио Канале. «Церковь Антонина и Фаустины в Риме». 146 х 201 см. Слева на камне надпись: «А Canale 1719» (1749?). Как следует из источников, в 1719 году, то есть в возрасте 21 года, Каналетто был в Риме и в рисунках и живописных работах тщательно запечатлел знаменитые части города. В лондонском Британском музее (и в Дармштадте) хранится серия рисунков, приписываемых Каналетто, среди которых можно найти и эскизы, соответствующие будапештским картинам. Наряду с подписью, это обстоятельство также указывает на то, что будапештские картины, еще несколько неуверенные по исполнению и сухие по рисунку, являются собственноручными произведениями молодого Каналетто. Но поскольку в истории искусства неизвестна ни одна достоверно принадлежащая Каналетто работа самого раннего периода его творчества, а произведения, написанные несколькими годами позже, значительно зрелее и живописнее, подтверждение этого предположения и выявление истинных связей сталкивается с серьезными трудностями. Клара Гараш, 1977 г. |